В очередь за музыкой

Актуально
Москва, 25.07.2013
«Русский репортер» №29 (307)
Этим летом почти каждые выходные в городе или его окрестностях проходил какой-нибудь музыкальный опен-эйр с артистами мирового класса. Причем организаторы приглашали не столько старых и беспроигрышных, сколько новых и модных. Значит ли это, что Москва становится одной из музыкально-туристических столиц или быстрый рост сменится разочарованием и упадком?

Фото: Павел Головкин/ИТАР-ТАСС

За два месяца Москву посетили Hot Chip, Alt-J, The Killers, Arctic Monkeys, Foals, Jessie Ware, Hurts, Bat for Lashes, Blur. Плюс отдельные концерты — вне рамок фестивалей — прошли у Ланы Дель Рэй, Imagine Dragons и The xx. В этом году по качеству музыкальных гастролеров Москва стала в один ряд с другими европейскими столицами.

Если бы всех этих артистов выпустить на одну концертную площадку, получилось бы что-то вроде барселонской Primavera или  будапештского Sziget. То есть большой городской фестиваль, длящийся несколько дней и привлекающий огромное количество туристов.

Возможно, Москва тоже станет музыкальным туристическим центром, правда, пока продюсеры от подобных прогнозов далеки. Объединяться в один большой фестиваль никто не собирается. Каждый беспокоится прежде всего о том, чтобы поднять на ноги свой маленький — а для этого приходится трудиться несколько лет: первый год ни один фестиваль не приносит прибыли. И тот факт, что москвичи каждые выходные получают предложение потратить 1500–2000 тысячи то на Hot Chip, то на Земфиру, то на Blur, организаторов не смущает: свой зритель найдется на каждого.

И правда, на всех перечисленных концертах были очереди и аншлаг. Кажется, в России (многие ведь приезжают на фестивали из регионов) сегодня действительно хватает обеспеченных и осведомленных слушателей.

— Фестивальному рынку в Москве есть куда развиваться, — говорит Дмитрий Зарецкий из компании Pop Farm, организовавшей один из самых успешных опен-эйров этого лета — «Субботник» в парке Горького. — В Англии каждое лето проходит четыреста таких мероприятий, а она ведь по населению всего в четыре раза больше Москвы. У каждого российского музыкального фестиваля своя концепция: как можно объединить наш «Субботник» с «Нашествием» или «Пикником “Афиши”»? У нас самые модные массовые музыканты, а на «Пикнике “Афиши”» более нишевые. Я знаю многих людей, которые ходят на «Пикник “Афиши”» как на лайф-стайл-мероприятие независимо от того, кто там выступает.

Создать узнаваемый фестивальный бренд с четкой концепцией сложно. Это видно на примере Park Live, который прошел этим летом на территории ВВЦ: организаторы пригласили на него музыкантов, чьи аудитории почти не пересекаются (панковские NOFX, хипстерские Crystle Castles, ностальгические Limp Bizkit). В результате никто не понял, про что этот фестиваль, а те, кто туда пошел, сделали это ради конкретных музыкантов.

Но в основном организаторы все же знают, для кого они устраивают фестиваль. Успех сопутствует тем, что нацелен на относительно узкую аудиторию.

— Музыка в целом за последние 10–15 лет стала более сегментированной, — объясняет Дмитрий Зарецкий. — Раньше в каждом десятилетии можно было назвать главного артиста или группу: в 60-е это были The Beatles и The Rolling Stones, в 70-е — Led Zeppelin, в 80-е — Майкл Джексон, в 90-е — Nirvana и Guns’n’Roses. Сейчас главных нет.

Сегмент может определяться кругом поклонников определенного СМИ («Пикник “Афиши”», Maxidrom, «Нашествие»), музыкальным направлением («Усадьба Jazz», «Дикая мята») или особенностями места: так, например, на Kubana и «Соседний мир» едут те, кто выбирает музыкальный отпуск на море. В этом смысле масштабный фестиваль как будто никому и не нужен: достаточно того, что есть из кого выбирать и есть кому выбирать.

В целом концертный бизнес в России за последние несколько лет вырос и продолжает набирать обороты.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №29 (307) 25 июля 2013
    Политическая конкуренция
    Содержание:
    Реклама