ФИЛЬМЫ: Но не навсегда

Афиша
Москва, 17.03.2016

Еще неизвестно, покажут ли в России новый  фильм Виталия Манского «В лучах солнца». Пока это прекрасное  и очень нужное в России кино о Северной Корее активно путешествует по кинофестивалям, где публика, не без помощи самого режиссера, понимает его совершенно не так. Что сделал Манский с корейцами? Обвел их вокруг пальца. Снял, с одной стороны, согласованный с властями пропагандистский фильм о счастливой жизни корейской семьи. Ничем особо не отличающийся от другого такого фильма, "снятого англичанином". А с другой — свой собственный фильм о съемках официального фильма: с репетициями бытовых сцен, с подменами социальных ролей (папа-журналист вдруг превращается в инженера легкой промышленности, мама-официантка — в работницу пищевой), с корейским режиссером, в кадре объясняющим массовке, как играть перед русскими. Все это подается как разоблачение тотального фейка, пропагандистского ада. В котором живут несчастные корейцы, вынужденные мерзнуть в неотапливаемых помещениях, передвигаться по улице строем и бегом.

Василий Корецкий,
кинообозреватель «РР»

Холод и бегущий строй — это и правда страшно. Но все было бы гораздо страшнее без этого бэкстейджа. Если бы герои фильма не притворялись героями рабочего класса, если бы ветераны не спали на ритуале торжественного приема младшеклассников в пионеры, а пионеры не спали на выступлении ветерана, обвешанного медалями как елка. Если бы в классе, цеху и вагоне метро висели портреты ныне здравствующего, а не двух покойных лидеров. Если бы трудящиеся не образовывали смешную пробку у панно с изображением Великого Вождя и Учителя, если бы не гладили исподнее на фоне рыдающей то ли от горя, то ли от умиления толпы в телевизоре.

В хорошей книге Алексея Юрчака «Это было навсегда, пока не кончилось» подробно описывается жизнь советских людей времен социализма с человеческим лицом после смерти Сталина. То есть того самого, по которому сейчас яростно ностальгиурют граждане из соцопросов, включая родившихся после 1991 года) Я родился в 1975-м, и, читая Юрчака, понимал, что память меня не подводит. Смотря фильм Манского, я тоже многое узнаю: о да, мне хорошо знакома эта парадоксальная уверенность в том, что пионеру незачем завидовать никому на свете, и в том, что советское — значит самое уродливое и негодное. Этот летаргический сон, который охватывает на отчетно-выборном мероприятии. И эта свобода личного пространства, когда, сделав общественную работу, для отмазки, для проформы, исполнив ее как дурной спектакль — точно такой же, как то, что разыгрывают перед камерой Манского корейцы, возвращаешься к своим тихим антисоветским развлечениям: американские боевики на видео у друзей, рогатый хэви-метал на кассетнике соседа и никем не контролируемые поездки за город в составе кружка юннатов. Мир кажется незыблемым, но именно ученик в плохо сшитой форме своим бубнежом бессмысленных идеологических заклинаний на школьной линейке и приближает его к краху. Зрители «В лучах солнца» думают, что смотрят на торжество тоталитаризма, тогда как на самом деле это — фильм-катастрофа.

В ЛУЧАХ СОЛНЦА

Виталий Манский

 912-kino.jpg

Франкофония

Александр Сокуров

 kino1.jpg

Сентиментальный высококультурный нон-фикшен про Лувр. Вернее, про то, как два любителя искусств, француз Жак Жожар (директор музеев Франции ) и немец граф Франц Вольф Метерних, спасли сокровища музея от разграбления и разрушения во время Второй мировой. Александр Николаевич Сокуров тут как никогда близок к интонации советской радиопередачи для детей. Ты заскучал, мой маленький дружок? Ничего, осталось совсем чуть-чуть — еще час культпросвета.

«Бэтмен против Супермена» 

Зак Снайдер

 kino2.jpg

Спор лучшего с хорошим: двух супергероев, проживающих инкогнито в одном городе, стравливает злодей Лекс Лютор, которому очень интересно: если слон на кита полезет, кто кого сборет. На самом деле конфликт двух строгих мужчин в трико носит несколько фаустианский характер, как и положено в современному мифу. Если Бэтмен — это все-таки обычный человек (хоть и на крутом автомобиле), то Супермен — это даже не богочеловек, а просто-напросто античное божество, свалившееся с неба на Землю.

Лайф

Антон Корбайн

 kino3.jpg

Фотограф Антон Корбайн снял фильм о Джеймсе Дине. Точнее, о другом фотографе —Деннисе Стоке (агентство Magnum), посланном снимать репортаж о никому еще пока неизвестном актере, который скоро взорвет стандарты актерской игры в Голливуде. Дин и Сток дружат, пьют и путешествуют вместе в зимнюю Индиану, на родину Дина. Все модно и атмосферно, только вот играющий Дина актер Дейн Де Хаан больше похож на поросенка Фунтика, чем на бунтаря без причины.

Смешарики. Легенда о Золотом Драконе 

Денис Чернов

 kino4.jpg

Высшее пока коммерческое достижение российского кинобизнса, популярная в России и за границей суперфраншиза о смешариках снова (втрой раз) выходит на больших экранах. Герои все те же, правда поэт Бараш тут превращается в гусеницу,  а действие переносится в джунгли Амазонки. В остальном — все как раньше: много безобидных приключений и вполне экзистенциальных уроков для самых маленьких.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №7 (409) 17 марта 2016
    Мельдоний старый, запретный, наш
    Содержание:
    Реклама