Тонкие миры

10 июля 2006, 00:00
  Сибирь

5 июля в пресс-центре журнала «Эксперт-Сибирь» открылась персональная выставка новосибирской художницы Ирины Воротниковой. Несмотря на молодость, за последние десять лет она принимала активное участие во многих коллективных всероссийских выставках, открыла 16 персональных экспозиций, а в 2000 году оказалась единственным российским живописцем, представляющим Россию на форуме «АРЕС-2000» — международной выставке в Брунее, приуроченной к саммиту стран тихоокеанского экономического сообщества.

Название нынешней выставки «Солнце, персики и цукаты» Воротникова объясняет почти концептуально: «Мои картины пропитаны летним солнечным настроением. Я стараюсь нести солнце». Работы художницы, выдержанные в теплых тонах, и вправду объединяет необыкновенно воздушная, светлая тональность. Во многом этому способствует и сюрреалистичность мира, изображаемого на картинах, — это мир снов и фантазий, в котором законы физики прогибаются под силой авторской лирики. Автор мистифицирует окружающую нас реальность, выражает, казалось бы, обыденные вещи в совершенно иных, космических масштабах, за счет чего картины наполняются тонкой природной гармонией («Ялтинский музыкант», «Стрекоза»). Узкие улочки и дома, деревья и удаляющиеся фигурки людей, окутанные легкой дымкой, тонут в таинственных сумерках вечера.

Эстетическое пространство картин Воротниковой расширяется, превращаясь в миф. Его населяют персонажи детских сказок, циркачи, поэты и художники, а время в нем останавливает свой ход. «Хочется видеть мир более красивым и светлым, чем он есть на самом деле», — комментирует свое творчество художница.

В экспозиции представлены работы совершенно разных жанров — от пейзажей и урбанистических зарисовок до натюрмортов. Во многих работах Ирина Воротникова продолжает традиции европейского импрессионизма, прежде всего Винсента ван Гога. Часто на ее картинах встречается характерная для голландского художника цветовая триада — желтый, красный, синий — с доминирующими оттенками желтого. Импрессионистский мазок порой становится резким и энергичным, доходящим почти до пуантилизма, а из туманной размытости линий проступают жесткие контуры предметов. Среди других художников, оказавших влияние на ее творчество, Ирина Воротникова называет Марка Шагала и Пабло Пикассо некубистического периода.

Поэтика Ирины пронизана настроением светлой печали и ощущением воздушности, хрупкости ирреального мира ее картин, которые вызывают печаль по детству и легкую тоску по высоким и недостижимым идеалам.