На вопросы «Эксперта-Сибирь» отвечает один из разработчиков концепции, заведующий отделом экономической и социальной географии Института географии РАН Сергей Артоболевский.
— Вас не удивила информация о том, что иркутский капитал, остро нуждающийся в сотрудниках, не создает каких-либо внятных программ по привлечению в регион новых жителей и удержанию существующих?
— В России патологически не учитывается фактор трудовых ресурсов. Я беседовал с людьми, консультирующими бизнесменов в городах средних размеров. Те покупают завод, монтируют его, а позже с удивлением выясняют, что работать будет некому.
Недавно мы выслушали интереснейшую программу развития туризма в Иркутской области. Она учитывала сезонность, ограниченность ресурсов, удаленность от потребительских рынков. Меня смутил только один нюанс: эта программа требует заполнения 50 тысяч рабочих мест. В основном женского пола, не очень пожилых. Откуда взять десятки тысяч молодых женщин для работы горничными — там не написано. Да, в регионе безработица. Однако требуются молодые девушки, а в безработице превалируют люди не очень молодые. Понятие «структурная безработица» не учитывается.
— Вы увидели в экономике Иркутска признаки столичности, которые позволят ему быть реальным центром большого региона?
— В структуре экономики высок удельный вес сферы услуг — более 70 процентов. Это не индустриальный город, но еще и не постиндустриальный. Столичность — это некий градостроительный и культурный лоск, которого здесь, к сожалению, не видно. Агломерация при правильной организации позволит создать черты столичности: повысит уровень развития театров, музеев, спорта.
— Проанализировав демографию региона, вы пришли к выводу, что население легче импортировать, чем выращивать?
— Вопрос сформулирован не совсем точно (скорее из области аграрных отношений). Мы пришли к выводу, что создавать агломерацию можно. Но нужно учитывать реальную ситуацию. Без управляемой миграции преодолеть снижение населения невозможно. Уровень рождаемости сейчас недостаточен для простого воспроизводства. Меры по увеличению рождаемости принесут плоды лишь в 20-летней перспективе. Поэтому в ближайшее время нужно принять меры по притоку населения в регион. Но миграционные ресурсы очень ограничены.