В тесноте и в обиде

Русский бизнес
Москва, 24.03.2012
«Эксперт Сибирь» №12 (325)

Алтайский край традиционно считается житницей не только Сибири, но и всей России. Здесь производится каждая восьмая тонна российской муки. Таким образом, на регион приходится примерно 12% мукомольного производства страны. Год от года мукомольная промышленность края становится все мощнее. Растут объемы производства, осваивается выпуск новых видов продукции. Однако основной проблемой для алтайских мукомолов является сбыт. Везти продукцию в другие регионы по железной дороге очень накладно, а освоение рынков зарубежных стран пока только начинается.

Мучной край

Мукомольная промышленность Алтайского края представлена достаточно большим количеством крупных предприятий. Это и холдинг «ПАВА», входящий в пятерку ведущих российских производителей муки, и «Алейскзернопродукт им. С. Н. Старовойтова», и объединение «Грана», и компания «Мельник», и ряд других игроков. Год от года они наращивают объемы производства муки, но небольшими темпами. Если в 2006 году на Алтае было произведено чуть более 1,1 млн тонн муки, то в 2011 году — всего 1,25 млн тонн. Более того, в отдельные периоды производство муки даже сокращалось. Так, например, было в 2009 году, да и прошлый год принес мало радости — производство снизилось на 1,5%. (Для сравнения: существующие мощности позволяют производить более 1,8 млн тонн муки).

Анализ статистических данных позволяет сделать однозначный вывод — производство муки в Алтайском крае «буксует» на одном уровне. И основная причина этого — сложности с рынками сбыта. По данным председателя совета директоров компании «Алтайские мельницы» и генерального директора компании «Грана» Валерия Гачмана, в год на Алтае потребляется всего около 260 тыс. тонн муки. Все остальное (почти 1 млн тонн) — необходимо вы­возить в другие регионы или даже страны. Но с этим то как раз и возникают проблемы.

Прежде всего дело в высоких тарифах на железнодорожные перевозки. Проблему поднимал генеральный директор «Ключевского элеватора» Юрий Титов на февральской встрече с тогда еще премьер-министром страны Владимиром Путиным во время его визита на Алтай. Существующий сейчас для алтайских зерно­переработчиков понижающий коэффициент 0,5, рассчитываемый с 1 101 километра, по мнению Титова, особых преференций мукомолам не создал. Особенно в условиях постоянного роста цен на железнодорожные перевозки. По мнению Титова, необходимо применять коэффициент 0,3, причем начиная с первого километра. Это позволило бы алтайским переработчикам осваивать перспективные рынки сбыта, прежде всего — Азиатско-Тихоокеанский регион.

Однако эта просьба пока оставлена без внимания. Хотя в Минсельхозе РФ все-таки решили помочь алтайским зернопереработчикам. «Мы понимаем, что логистика для Алтайского края дорогостоящая. Принято решение поддержать алтайских товаро­производителей компенсациями средств в разрезе экономически значимых региональных программ для того, чтобы уменьшить затраты на перевозку сельхозпродукции. Такая возможность у нас есть. В ближайшее время мы ожидаем получить от Алтайского края такие программы, они закроют вопрос по компенсации затрат на перевозку, сложную логистику», — отметила в феврале глава ведомства Елена Скрынник, пообещав выделить на эти цели до 500 млн рублей из федерального бюджета. В начале марта администрация края утвердила разработанный Управлением пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности совместно с бизнес-сообществом региональную программу «Логистическое обеспечение агропродовольственного комплекса Алтайского края на 2012–2014 годы», по которой переработчики смогут рассчитывать на субсидирование части затрат по транспортировке продукции до пунктов пограничного перехода и морских портов в размере до тысячи рублей за каждую тонну вывозимой продукции. Объем финансирования программы — 120 млн рублей, в настоящее время документ представлен на согласование в Минсельхоз РФ.

Эти суммы позволят ежегодно субсидировать перевозку около 300 тыс. тонн муки. При этом решение о конкретном распределении средств — на создание или модернизацию транспортной инфраструктуры, компенсацию железнодорожного тарифа — будет приниматься уже на уровне края. Программа будет полезной для переработчиков. Однако насколько успешной она станет — покажет время. Кроме того, как уже было сказано, в крае есть миллион тонн «лишней» муки, так что льготный вывоз даже трети этих объемов в другие регионы погоды не сделает.

Экспорт спасет

В этих условиях еще одним перспективным направлением становится экспорт муки в другие страны. По данным Валерия Гачмана, самыми привлекательными для Алтайского края являются страны Азии — Монголия, Узбекистан, Таджикистан и Афганистан. На них приходится 30% мирового импорта муки. Кроме того, они географически близки к Сибири. Алтайские переработчики уже сейчас пытаются осваивать эти рынки. Еще в 2008 году была создана экспортная компания «Алтайские мельницы», учредителями которой стали крупнейшие зерноперерабатывающие предприятия Алтая — «Алейскзернопродукт», «Мельник», «Грана» и «Ключевской элеватор». В год они производят около 800 тыс. тонн муки, что превышает 65% от всего объема, выпускаемого в регионе. В сферу интересов «Алтайских мельниц» входят страны Средней Азии (Киргизия, Туркмения, Узбекистан, Таджикистан, Афганистан и Монголия), Юго-Восточной Азии (Индонезия, Филиппины, Малайзия, Вьетнам, Таиланд, Корея, Китай и другие), Ближнего Востока (Ирак, Иран, Иордания, Йемен и другие), Африки (Ливия, Ангола, Гвинея и другие), Латинской Америки и даже Карибского бассейна (Венесуэла, Куба и другие).

Для доставки продукции покупателям «Алтайские мельницы» используют железнодорожный и морской транспорт. Отгрузка морем производится через крупнейшие российские порты Юга (Новороссийск, Туапсе и другие) и Дальнего Востока (Владивосток) России, а также через Санкт-Петербург. Достаточно перспективным направлением работы «Алтайских мельниц» является участие во Всемирной продовольственной программе ООН по поставке продовольствия в Киргизию, Таджикистан, страны Африки и Ближнего Востока. Так, например, в начале года компания поставила в Таджикистан 1,1 тыс. тонн витаминизированной муки.

Экспортом занимаются и другие крупные предприятия региона. Например, «ПАВА» наибольшие объемы своей продукции поставляет в Узбекистан, Таджикистан, Монголию, Казахстан, а также в Киргизию, Молдавию, Туркмению и Белоруссию. В прошлом году установлено сотрудничество с новыми партнерами из Азербайджана, Анголы и Кореи.

Важным событием 2011 года для алтайских переработчиков стал выход на рынок Индонезии, один из самых емких и защищенных рынков муки в мире. Наши производители сделали это первыми в России. Правда, к достижению пришлось идти долго. Сначала «Алейскзернопродукт» прошел сертификацию по индонезийскому стандарту SNI, получение которого является необходимым условием для работы на продовольственном рынке не только этой страны, но и ее соседей по Юго-Восточной Азии (Малайзия, Филиппины, Таиланд, Вьетнам и другие). Первая партия муки в Индонезию была поставлена в середине 2011 года. «Мы надеемся, что наша мука понравится индонезийским партнерам. Для нас это принципиально важно, поскольку мы намерены развивать сотрудничество с этой страной», — отметила руководитель «Алейскзернопродукта» Алла Старовойтова. А посол Индонезии в России Хамид Авалудин подчеркнул, что в настоящий момент происходит изменение рациона питания индонезийцев, особенно представителей среднего класса. По мнению Авалудина, наблюдается переход от риса на продукты из пшеницы — хлеб и лапшу. «Ожидается, что спрос на муку будет очень высок. Мы едва ли могли предположить такой рост», — сообщил посол Индонезии.

Все указанные выше меры дают свой эффект. Экспорт муки из Алтайского края растет. Если в 2008 году он составил 149,8 тыс. тонн, то в 2011 году — уже 168,2 тыс. тонн. Рост, конечно, не взрывной. Тем не менее именно в планомерном наращивании экспортных поставок большая часть мукомолов видит лекарство от всех болезней отрасли.

Потребности внутри

Помимо вывоза в другие регионы и роста экспорта есть и еще один вариант решения проблемы перепроизводства муки — расширение ее потребления в самом крае. Подвижки в этом направлении также происходят. В частности, важным фактором для развития внутреннего потребления является запуск переработчиками муки различных производств с ее использованием. Например, рубцовская компания «Мельник» имеет свою макаронную фабрику, оснащенную тремя автоматическими линиями итальянской фирмы «Текалит» (ее производительность — 180 тонн в сутки макарон-короткорезов). С осени 2010 года ассортимент продукции был расширен за счет установки четвертой линии по производству макарон-длиннорезов. В результате сегодня «Мельник» занимает 59% алтайского и 7% российского макаронного рынка. Очевидно, что наличие подобных производств позволяет зернопереработчикам производить продукт с более высокой добавленной стоимостью, а компании становятся холдингами полного производственного цикла, что делает их положение на рынке более стабильным.

Способствует развитию внутреннего потребления и запуск новых производств в сфере хлебопечения. Так, в начале 2012 года после реконструкции было запущено производство на Алейском хлебокомбинате № 1 мощностью 25 тонн в сутки. Основным поставщиком муки для завода стал «Алейскзернопродукт». То есть сотрудничество зернопереработчиков и хлебокомбинатов позволяет не только добиться взаимной выгоды, но и усилить позиции экономики городов.

Со временем, как отмечают эксперты, вопрос о рынках сбыта для алтайской муки будет лишь усложняться. Как ожидается, к 2020 году размер урожая зерна в регионе достигнет 7 млн тонн. Это заставляет зернопереработчиков и власть думать над тем, как разрешить эту проблему. При этом нахождение новых рынков сбыта может подстегнуть производство муки в крае, что, понятное дело, приведет к появлению новых производств или расширению действующих. Если же проблемы со сбытом останутся нерешенными, в мукомольной отрасли начнется стагнация или даже регресс.  

Производство муки в России и регионах СФО
Доли регионов в общем объеме производства муки в Сибири
Экспорт муки из Алтайского края

У партнеров

    Реклама