Конфликт ТагАЗа с китайским автоконцерном Chery может знаменовать новый этап в развитии таганрогской компании. А поскольку этот завод фактически торит путь для южного автопрома, то его опыт заслуживает пристального рассмотрения.
ТагАЗ — детище «тучных лет». Он был построен ещё в 1998 году, его мощности казались запредельными. Кризис, разразившийся в том же году, убил экономику предприятия — и несколько лет завод практически стоял. Быстрый рост начался с 2003 года. На волне потребительского бума, предложив клиенту претендующую на звание «народного автомобиля» модель Hyundai Accent, предприятие ежегодно как минимум удваивало выручку. Уникальность ТагАЗа была и в том, что предприятие контролировалось только местными собственниками, при этом завод сам занимался реализацией автомобилей, построив собственную дилерскую сеть.
Из опыта ТагАЗа стало ясно: ниша юга России в отечественном автопроме — это сборка иностранных автомобилей второго и третьего эшелонов, дешевых иномарок с оптимальными потребительскими характеристиками. В этой нише сейчас работает также завод Derways из Карачаево-Черкесии (китайская марка Lifan). В прошлом году ТагАЗ продал 106 тысяч автомобилей — примерно столько, для сравнения, реализуется за год в Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях вместе взятых.
Первый звонок прозвенел в 2006 году — весь год предприятие испытывало проблемы с поставками машинокомплектов из Кореи из-за забастовок тамошних рабочих и в результате запланированных на год показателей не добилось. Стали очевидными риск зависимости от корейского партнёра и предел возможностей Accent.
В это время в России активно строились сборочные предприятия мировых автоконцернов, так что информация о том, что Hyundai Motor Co ищет площадку для строительства сборочного предприятия в России, была воспринята как рядовая. Таганрогский завод оказался перед выбором — попытаться стать основной площадкой Hyundai и делиться контролем или избавляться от зависимости, расширяя модельный ряд. И ТагАЗ пошёл по второму пути. Здесь стали выпускать коммерческую технику Hyundai — малотоннажные грузовики Porter, тягач Tractor HD 500, автобусы County и Aero Town. В 2008 году на заводе уже под собственным брендом TagAZ было налажено производство двух внедорожников — Tager и Road Partner, в этом году в серийное производство поступил седан TagAZ Vega. Расширилась линейка легковых Hyundai. В прошлом году на конвейер были поставлены седан Vortex Estina и внедорожник Chery Tiggo. Рост продаж в 2008 году составил 34% — и он был обеспечен уже не одной моделью, а добрым их десятком. ТагАЗ превратился в супермаркет автомобилей.
Однако в августе разгорелся скандал — компания Chery заявила, что ТагАЗ осуществляет сборку и продажу автомобилей незаконно. Если конфликт не будет урегулирован к середине августа, Chery обратится в суд. Несмотря на то, что ситуация кажется частной, на деле она может знаменовать очередной этап в развитии таганрогского предприятия. Впервые партнёр ТагАЗа вполне определённо дал предприятию понять, что условия партнёрства должны измениться. Китайцы, похоже, не против собирать машины в Таганроге, но хотят держать продажи под контролем. Другая модель партнёрства — контроль за производством и работа с дилером в сфере продаж. ТагАЗ не вписывается ни в одну из этих бизнес-моделей — предприятие привыкло контролировать все этапы работы. Однако кризис на автомобильном рынке обострил борьбу за каждый лишний процент рентабельности. Завод снова перед выбором — либо отказываться от этой привычки и по отдельности развивать производство и дилерскую сеть, либо стратегический акцент в развитии делать на автомобилях марки TagAZ, распоряжаться которой можно по своему усмотрению. Возможность такая у предприятия, по-видимому, есть. Разработкой моделей занимается корейское подразделение завода, состоящее, как рассказывают, на 80% из бывших сотрудников Daewoo. На сайте «Клуба автолюбителей автомобиля ТагАЗ С-100» можно найти фотографии многочисленных концепт-каров под той же маркой. Завод явно готов расширять собственную линейку. При этом выбор таганрожцами пути развития будет зависеть прежде всего от успеха их моделей, выпускаемых под собственной маркой.