ТагАЗ опять должен выбрать

Тема недели
Москва, 17.08.2009
«Эксперт Юг» №30-31 (69)

Конфликт ТагАЗа с китайским автоконцерном Chery может знаменовать новый этап в развитии таганрогской компании. А поскольку этот завод фактически торит путь для южного автопрома, то его опыт заслуживает пристального рассмотрения.

ТагАЗ — детище «тучных лет». Он был построен ещё в 1998 году, его мощности казались запредельными. Кризис, разразившийся в том же году, убил экономику предприятия — и несколько лет завод практически стоял. Быстрый рост начался с 2003 года. На волне потребительского бума, предложив клиенту претендующую на звание «народного автомобиля» модель Hyundai Accent, предприятие ежегодно как минимум удваивало выручку. Уникальность ТагАЗа была и в том, что предприятие контролировалось только местными собственниками, при этом завод сам занимался реализацией автомобилей, построив собственную дилерскую сеть.

Из опыта ТагАЗа стало ясно: ниша юга России в отечественном автопроме — это сборка иностранных автомобилей второго и третьего эшелонов, дешевых иномарок с оптимальными потребительскими характеристиками. В этой нише сейчас работает также завод Derways из Карачаево-Черкесии (китайская марка Lifan). В прошлом году ТагАЗ продал 106 тысяч автомобилей — примерно столько, для сравнения, реализуется за год в Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях вместе взятых.

Первый звонок прозвенел в 2006 году — весь год предприятие испытывало проблемы с поставками машинокомплектов из Кореи из-за забастовок тамошних рабочих и в результате запланированных на год показателей не добилось. Стали очевидными риск зависимости от корейского партнёра и предел возможностей Accent. 

В это время в России активно строились сборочные предприятия мировых автоконцернов, так что информация о том, что Hyundai Motor Co ищет площадку для строительства сборочного предприятия в России, была воспринята как рядовая. Таганрогский завод оказался перед выбором — попытаться стать основной площадкой Hyundai и делиться контролем или избавляться от зависимости, расширяя модельный ряд. И ТагАЗ пошёл по второму пути. Здесь стали выпускать коммерческую технику Hyundai — малотоннажные грузовики Porter, тягач Tractor HD 500, автобусы County и Aero Town. В 2008 году на заводе уже под собственным брендом TagAZ было налажено производство двух внедорожников — Tager и Road Partner, в этом году в серийное производство поступил седан TagAZ Vega. Расширилась линейка легковых Hyundai. В прошлом году на конвейер были поставлены седан Vortex Estina и внедорожник Chery Tiggo. Рост продаж в 2008 году составил 34% — и он был обеспечен уже не одной моделью, а добрым их десятком. ТагАЗ превратился в супермаркет автомобилей.

Однако в августе разгорелся скандал — компания Chery заявила, что ТагАЗ осуществляет сборку и продажу автомобилей незаконно. Если конфликт не будет урегулирован к середине августа, Chery обратится в суд. Несмотря на то, что ситуация кажется частной, на деле она может знаменовать очередной этап в развитии таганрогского предприятия. Впервые партнёр ТагАЗа вполне определённо дал предприятию понять, что условия партнёрства должны измениться. Китайцы, похоже, не против собирать машины в Таганроге, но хотят держать продажи под контролем. Другая модель партнёрства — контроль за производством и работа с дилером в сфере продаж. ТагАЗ не вписывается ни в одну из этих бизнес-моделей — предприятие привыкло контролировать все этапы работы. Однако кризис на автомобильном рынке обострил борьбу за каждый лишний процент рентабельности. Завод снова перед выбором — либо отказываться от этой привычки и по отдельности развивать производство и дилерскую сеть, либо стратегический акцент в развитии делать на автомобилях марки TagAZ, распоряжаться которой можно по своему усмотрению. Возможность такая у предприятия, по-видимому, есть. Разработкой моделей занимается корейское подразделение завода, состоящее, как рассказывают, на 80% из бывших сотрудников Daewoo. На сайте «Клуба автолюбителей автомобиля ТагАЗ С-100» можно найти фотографии многочисленных концепт-каров под той же маркой. Завод явно готов расширять собственную линейку. При этом выбор таганрожцами пути развития будет зависеть прежде всего от успеха их моделей, выпускаемых под собственной маркой.

Новости партнеров

«Эксперт Юг»
№30-31 (69) 17 августа 2009
Автомобильный рынок
Содержание:
Манёвры на тормозах

Рынок иномарок в Ростовской области и Краснодарском крае в первом полугодии просел вдвое, однако автоцентры продолжают открываться. В период падения наиболее гибкие региональные дилеры старались заработать за счёт поддержки импортёров, спецпредложений и дополнительных услуг. Дно пройдено, считают самые оптимистичные игроки

Реклама