Маленький инновационный локомотив

Тема недели
Москва, 14.05.2012
Результаты первого исследования инновационной активности южного бизнеса, проведённого журналом «Эксперт ЮГ», таковы: в 2010 году только 57 компаний имели расходы на НИОКР, в сумме они потратили на разработки 1,5 млрд рублей. Это пока всё, что видит статистика. Если региональные власти хотят строить инновационную экономику, то делать это им надо будет на данной базе

Рисунок: Дмитрий Горунов

Затевая исследование, мы намеревались представить рейтинг из сотни самых инновационно активных компаний юга России — но на два округа набралось чуть больше пятидесяти таких предприятий (см. таблицу 4). Число реальных инвесторов в инновации в сфере среднего и крупного регионального бизнеса не так велико, как можно было ожидать. Впрочем, эти ожидания обманчивы — к тому же, анализируя финальный список, мы поймали себя на том, что целый ряд хорошо известных компаний у нас никак не ассоциировался с инновациями. В этом смысле возможность измерить и посчитать инновационную активность существенно корректирует наше понимание того, как идут инновационные процессы и кто их реальный локомотив в сфере южнороссийского бизнеса. По нашему мнению, это компании, во-первых, поставленные на грань выживания высокой конкуренцией, а во-вторых, при всём при этом имеющие явные амбиции лидеров.

Крупнейшие инновационно активные компании юга России по объёму затрат на НИОКР в 2010 году

Чем инновации отличаются от НИОКР

Показатель, по которому отранжированы компании в рейтинге, — расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (НИОКР) — является одним из основных предметов, дающих представление о научно-исследовательской активности бизнеса, от чего зависит в итоге инновационное развитие экономики. Но нужно сразу заметить, что НИОКР нельзя однозначно приравнивать к инновациям. НИОКР — это экспериментальная научная деятельность, направленная на увеличение суммы научных знаний. Процесс внедрения и испытания образцов сюда уже не входит. А инновационная деятельность как раз связана с трансформацией, как правило, научных идей в технологически новые продукты или услуги, внедрённые на рынке. То есть это целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий — именно в своей совокупности они образуют то, что можно называть инновациями. Получается, что НИОКР — составляющая часть инноваций, но часто далеко не единственная. Затраты компаний на инновации Росстат до недавнего времени не считал — первые данные стали появляться благодаря масштабному анкетированию предприятий, проводимому такими структурами, как «Эксперт РА».

Почему их так мало

В 2010 году на Юге было более трёхсот организаций, выполнявших исследования и разработки, но в их число входят и вузы, и работающие при учебных заведениях научные центры, фонды и прочие организации, деятельность которых выходит за рамки традиционно анализируемой рыночной матрицы. В ЮФО таковых было 231, в СКФО — 100. При этом компаний из бизнес-среды, производящих затраты на НИОКР, — всего лишь пятая их часть.

Немногочисленность компаний, пред­ставленных в рейтинге, требует пояснений. Во-первых, в рейтинг не попали предприятия, проводящие затраты на научные исследования и разработки по другим статьям бухгалтерской отчётности или по исследовательским подразделениям за пределами Южного и Северо-Кавказского округов. Во-вторых, рейтинг не учитывает также затраты предприятий, подведомственных Росатому, Минобороны, или затраты, «зашитые» в экспортные контракты. В-третьих, в таблице не представлены компании малого бизнеса, которые могут быть заняты исключительно инновационной деятельностью, но, выстраивая бухотчётность в соответствии с действующими стандартами, формы, в которых раскрываются затраты на НИОКР, не заполняют. Но, несмотря на все эти допущения, крупнейшие игроки на рынке НИОКР данные раскрывают, и динамику их расходов проследить можно.

Кризисный год

Итак, по итогам 2010 года 57 компаний Юга, согласно данным статистики, потратили на НИОКР 1,51 млрд рублей, что на 17% меньше аналогичных расходов в 2009 году, когда 64 компании на эти же цели израсходовали 1,83 млрд рублей. Похоже, именно 2010 год стал кризисным в сфере инноваций: предыдущий год проходил ещё на заложенной до кризиса базе. Безусловно, это очень скромные показатели для двух округов, что отчасти предопределено сложившейся структурой региональной экономики — юг России традиционно представляет собой аграрный регион с невысокой долей высокотехнологичных отраслей.

Как правило, очень невелика и доля затрат на НИОКР в выручке участников рейтинга. При этом лидеры по доходам не всегда становятся лидерами по инновационной активности. Так, ростовское ОАО «Научно-техническое предприятие “Авиатест”» с выручкой 77 млн рублей тратит на науку 16 млн рублей — 21,4% доходов. Волгоградское ОАО «Тракторная компания “ВгТЗ”» в 2010 году имело выручку 740 млн рублей и потратило на НИОКР 53,5 млн рублей — 7,2%, а ОАО «Тихорецкий машиностроительный завод имени В. В. Воровского» при оборотах 1,2 млрд рублей направило на НИОКР только 1,5%. Ещё скромнее доля этих расходов у ОАО «Волжский трубный завод» — 0,01% выручки, а у ОАО «Волгограднефтемаш» и вовсе 0,007%.

Лидер — машиностроение

Определяя отраслевую принадлежность, мы объединяли компании в общие группы, предоставив индивидуальную информацию по ним в разделе «Справка». В связи с этим, например, производители сельскохозяйственной техники (скажем, комбайновый завод «Ростсельмаш», ОАО «Светлоградагромаш»), котлостроители (ООО «Торговый Дом “Звезда-Стрела”»), производители авиационного оборудования (ЗАО «БЕТА ИР»), локомотивов (ООО «Производственная компания “Новочеркасский электровозостроительный завод”») и др. объединены нами в одну отрасль — машиностроение. Именно эта отрасль стала самой инновационно активной — на машиностроительные компании пришлось 63% всех расходов на НИОКР в 2010 году, а это почти миллиард рублей (см. график, таблицу 1). Эта же группа оказалась самой многочисленной — в неё вошли 19 компаний. Возглавляет рейтинг тоже представитель машиностроительной отрасли — комбайновый завод «Ростсельмаш», который потратил в 2010 году на НИОКР 437 млн рублей, что на 4,5% больше, чем в 2009 году. На эту компанию приходится 29% всех расходов на НИОКР на Юге в 2010 году. Нужно заметить, что машиностроение — инновационный лидер России в целом, что показало недавнее исследование агентства «Эксперт РА».

Отраслевая структура рейтинга

Середняк: нефтянка, химия, металлургия

Второе место в отраслевой структуре занимает нефтяная и нефтегазовая промышленность, пять предприятий которой формируют 13% расходов на науку на Юге. Эта группа состоит в основном из фирм, входящих в крупнейшие холдинговые структуры страны, — «Газпром» (ООО «Газпром добыча Астрахань»), ЛУКОЙЛ (ООО «ЛУКОЙЛ-Волго­град­нефтепереработка» и «ЛУКОЙЛ-Нижне­волжск­нефть»), «Рос­нефть» (ОАО «НК “Роснефть-Дагнефть”»).

11 компаний химической и нефтехимической индустрии формируют 11,6% совокупных расходов на НИОКР Юга. Здесь, как и в машиностроении, наблюдается широкий разброс сфер деятельности, но даже беглый взгляд позволяет сразу увидеть среди этих компаний признанных российских и мировых лидеров в своих областях. Так, на третьем месте в рейтинге находится производитель упаковки для мясных продуктов и сыров, входящий в десятку крупнейших предприятий мира по изготовлению пластиковой колбасной оболочки, — ООО «ПКФ “Атлантис-Пак”». На 34 и 55 местах — структуры российского лидера аэрозольного бизнеса (ОАО «Компания “Арнест”» и ОАО «Арнест»). На 26 строке разместился один из ведущих производителей арамидных волокон и нитей в России, ОАО «Каменскволокно», на 35 месте — ОАО «Волжский Оргсинтез», одна из крупнейших в Европе химических компаний, производящая широкую гамму продукции базовой химии.

На три компании, представляющие сегмент чёрной металлургии (ОАО «Таганрогский металлургический завод», ЗАО «Волгоградский металлургический завод “Красный Октябрь”» и ОАО «Волжский трубный завод»), приходится 6,8% совокупных расходов на НИОКР Юга.

Яркие «прочие»

Группа предприятий, отнесённых к категории «Прочее», образует меньше процента общих вложений в НИОКР, при этом в неё вошли 12 юридических лиц; некоторые из них заслуживают отдельного внимания. Например, волгоградская «Компания “Эластомер”», известная производством покрытия «Эластур», стала одним из ведущих российских предприятий спортивной индустрии. Компания постоянно проводит исследования и разработки в области создания новых материалов и технологий для спортивных сооружений с последующим их внедрением в производство на собственном заводе. Ещё один необычный пример компании, не жалеющей денег на науку, — Ейский завод аттракционов, старейшее в России предприятие своей отрасли, выпускающее широкую гамму парковых аттракционов: от маленьких детских до больших экстремальных, от традиционных «классических» до самых новых, со сложным вращением. При этом удельный вес инновационной продукции в общем объёме производства компании достигает 35%. Ещё неожиданнее оказалось среди компаний, тратящихся на науку, встретить производителя детских игрушек из Ростова-на-Дону — компанию «Стеллар», которая всю продукцию выпускает по собственным разработкам, начиная с идеи, дизайна, оформления и заканчивая технологической подготовкой и производством.

Региональная структура рейтинга

Дон перевесил

Региональный разрез рейтинга оказался неожиданным. В частности, резко бросается в глаза лидерство Ростовской области — на неё приходится почти 70% расходов бизнеса на науку (см. таблицу 2). Такой отрыв территории налицо только в сфере активности бизнеса — например, по уровню подачи заявок на патенты и получения патентов Ростовская область с переменным успехом соперничает с Кубанью (см. таблицу 3).

Кстати, понять, кто именно подаёт заявки на патенты — юрлица или физлица — довольно сложно. По этому показателю в ЮФО Краснодарский край приблизился к Ростовской области (на Кубани подано 804 патентных заявки, выдано патентов — 679, в Ростовской области — 887 и 758 соответственно). В СКФО лидирует Дагестан, где было подано 1446 заявок и выдано 263 патента. Достаточно проблематично оценить и дальнейшую судьбу выданных патентов — сколько из них используется после выдачи документации, в каких территориях, насколько эффективно? А вот вложения бизнеса в НИОКР — более внятный показатель.

На втором месте с 12,6% совокупных расходов на НИОКР находится Волгоградская область, около 8% приходится на Астраханскую, почти 4% — у Ставрополья. Краснодарский край — на очень скромных позициях. Это говорит о том, что при имеющейся научной базе в регионе существует явный дефицит инновационных бизнес-инициатив. В четырёх субъектах ЮФО и СКФО статорганами вообще не отмечены расходы бизнеса на науку. Если сопоставить расходы ЮФО и СКФО, то получаем непреодолимый в ближайшей перспективе перевес первого: 93 и 7% соответственно.

Поступление патентных заявок и выдача патентов на интеллектуальную собственность в 2010 году

Мотивация к инновациям

По мнению специалиста Южно-Российского института Российской академии народного хозяйства и госслужбы Виктории Парасоцкой, крупному бизнесу вложения в инновации на своих предприятиях интересны только при условии, что они позволят усилить конкурентные преимущества на рынке и повысить спрос на товары.

«Рост инновационной активности бизнеса должен выражаться, в конечном итоге, в увеличении производительности труда, в снижении удельных издержек на производство продукции и оказание услуг разных видов, — считает руководитель отдела биз­нес-оценки аудиторско-консалтинговой группы “ФинЭкспертиза” Александр Дорофеев. — Пока не видно, чтобы это происходило. Строительство инфраструктурных объектов по-прежнему капиталоёмко. Рекреационная отрасль выглядит слабо по сравнению с курортами Турции и Египта. Существенная часть ВРП ЮФО и СКФО приходится на сельское хозяйство, которое в последние годы демонстрирует хорошие показатели, но пока только экстенсивным образом. Транспортный потенциал в силу географического положения регионов традиционно высок, но эта отрасль требует вложений в инфраструктуру. Электроэнергетика и сетевое хозяйство сильно изношены. Переход к инновационному развитию возможен из такого состояния отраслей, при котором налажено воспроизводство основных фондов и трудового потенциала».

Спрос на научные изобретения, формирующие инновации, во многом зависит от конкурентного давления, сложившегося на том или ином рынке. «Необходимо помнить, что спрос на инновации рождает конкурентная среда, — подчёркивает старший консультант отдела инновационных проектов консалтинговой компании “ФОК” Александр Баланцев. — Важно формировать культуру заказа и внедрения инноваций. Инновационная активность должна быть составной частью деятельности многих бизнесов и восприниматься не в качестве затрат, а в качестве необходимых инвестиций в развитие и повышение конкурентоспособности. Не внедряешь новшества — проигрываешь в конкурентной борьбе и в итоге уходишь с рынка. Пока конкуренция на Юге не всегда рыночная. Основными платёжеспособными заказчиками инноваций на постоянной основе являются крупные предприятия, которых в ЮФО и СКФО сравнительно немного».

Эти слова эксперта подтверждаются, если сопоставить данные рейтинга 250 крупнейших компаний ЮФО по доходам за 2010 год и представленный рейтинг компаний по расходам на НИОКР. Из 250 крупнейших компаний ЮФО только 17 в 2010 году тратили средства на науку. Это говорит о том, что инновации — удел лидеров и компаний, вынуждаемых к вложениям в разработки жёсткой конкурентной средой. Правда, иногда оказывается, что это одна и та же группа. Так, среди лидеров можно назвать южнороссийских химиков и, например, комбайновый завод «Ростсельмаш» — но очевидно и то, что эти компании без вложений в разработки могли бы реально остаться без рынка. Это можно сказать и о разработчике колбасных оболочек компании «Атлантис-Пак» — на этом рынке нечего делать без своих НИОКР.

Однако далеко не во всех отраслях уровень конкуренции столь высок. Например, мы видим, что вложения в научные разработки предприятий из таких крупных сфер, как энергетика, АПК, пищевая промышленность, составляют совокупно один процент (!) от общих инвестиций в НИОКР на Юге в 2010 году. Значит, там пока можно себе позволить ничего не вкладывать в инновации — хотя у клиентов этих структур, возможно, совсем иное мнение.                    

Почти две трети расходов на НИОКР на Юге приходится на машиностроительные предприятия

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №19-20 (209) 14 мая 2012
    Инновационная активность бизнеса
    Содержание:
    Маленький инновационный локомотив

    Результаты первого исследования инновационной активности южного бизнеса, проведённого журналом «Эксперт ЮГ», таковы: в 2010 году только 57 компаний имели расходы на НИОКР, в сумме они потратили на разработки 1,5 млрд рублей. Это пока всё, что видит статистика. Если региональные власти хотят строить инновационную экономику, то делать это им надо будет на данной базе

    Реклама