Продолжай движение

Темпы роста уральского автомобильного рынка превышают общероссийские, и замедления пока не предвидится: даже если частный сектор будет насыщен иномарками, на первый план выйдут чрезвычайно перспективные сегменты - корпоративных и коммерческих автомобилей: они набирают обороты

На фоне общего спада продаж на крупнейших мировых автомобильных рынках (западноевропейском и североамериканском) российский рынок не перестает удивлять: несмотря на прогнозы ряда экспертов о некотором насыщении рынка и замедлении темпов развития, продажи новых автомобилей иностранного производства продолжают набирать обороты. По итогам прошлого года они достигли отметки 220 тыс. штук (с учетом Chevrolet-Niva, собираемых в Тольятти), что на 98% больше, чем в 2002-м. Доля иномарок в общем количестве проданных по России автомашин увеличилась с 8 до 11%. На новые иномарки россияне потратили около 4,8 млрд долларов - в денежном выражении это примерно треть стоимости всех купленных автомобилей.

Результаты исследования АЦ "Эксперт-Урал" показали: компании, принявшие участие в нашем опросе, продали в регионе 8140 автомобилей - по сравнению с 2002 годом это больше почти на 155%.

Рекорды года: Россия

Лидеры продаж 2002 года позиций удержать не сумели. В 2003-м вперед вырвалась Toyota (продано более 25 тыс. машин), сместив с верхней строки узбекскую Daewoo (в 2002 году - почти 12,5 тыс. реализованных автомобилей), которая в итоге опустилась на третье место. По три строчки потеряли французский Renault (седьмое место по итогам 2003 года против четвертого в 2002-м) и немецкий Volkswagen (11-е место в минувшем году вместо седьмого в 2002-м). Провал 2003 года - чешская Skoda: со второй строчки она откатилась на 12-ю. Причем на такой результат повлиял в равной степени целый ряд факторов: значительное отставание от конкурентов в плане обновления модельного ряда, отсутствие единой системы ввоза через генерального импортера и, конечно, колебания на валютном рынке, ставшие основной причиной смены лидеров.

Производители, пострадавшие от снижения курса доллара к евро, попытались компенсировать потери. Так, в январе 2004 года Audi и Nissan приняли решение вновь установить цены в долларах. В результате марки подешевели сразу на 6%. Однако существуют естественные ограничители: эти автомобили собираются в Европе, соответственно и себестоимость формируется в евро, поэтому радикально снизить цены производители не смогут. Тем не менее результаты маркетингового хода очевидны: уже за январь 2004 года Nissan увеличил продажи на 30%. Другие концерны, не исключено, прислушаются к прогнозам аналитиков, утверждающих, что в краткосрочной перспективе ожидать ослабления евро не стоит, и последуют примеру Audi и Nissan. В начале марта так поступила компания Land Rover, входящая в группу Ford.

Ford вообще совершил в 2003 году настоящий прорыв, поднявшись с девятого на второе место. Месячные очереди за всеволожскими автомобилями показали, насколько была популярна среди россиян эта марка в прошлом году. Скорее всего, в 2004 году Ford не остановится на достигнутом и сместит нынешнего лидера. О твердом намерении окончательно завоевать российский рынок свидетельствует новая программа компании по автокредитованию: кредит под 4,9% годовых в валюте для покупки Ford Focus при предоплате 50% сроком на один-три года. Банки и страховые компании, партнеры официального представительства концерна Ford Motor Company в России, - РайфайзенБанк, МДМ-Банк, Ресо и Ингосстрах. В столичных городах программа запущена в сентябре 2003 года. По Москве и Санкт-Петербургу доля реализованных в кредит автомобилей этой модели от общего объема продаж выросла с 11% в 2002 году до 26% в 2003-м. В 2004 году Ford планирует перераспределить доли объемов продаж между Москвой и Санкт-Петербургом и регионами с 60/40 до 55/45. Новую программу дилеры уже реализуют во всех городах, где присутствуют филиалы МДМ-Банка: на Урале это Екатеринбург, Пермь, Челябинск и Тюмень. Однако о региональных результатах говорить пока рано. По данным консультанта по кредитованию компании "Автоленд" Анны Климаковой, прирост объема продаж за счет программы прогнозируется в 30%. С начала ее реализации в Екатеринбурге в конце февраля текущего года продано два автомобиля, еще пять находятся в работе.

Неудивительно, что на общерыночном фоне автокредитования программа Ford вызвала интерес у потребителей. Средние сроки кредитов колеблются в основном от одного до трех-пяти лет, сумма кредита в отдельных случаях может превышать 3 млн рублей. А вот ставки по-прежнему достаточно высоки: в среднем от 17 до 21% (иногда до 29%) годовых по рублевым кредитам, от 10 до 13% - в валюте. При этом дилеры в основном работают по кредитным программам с тем или иным банком. Из всех компаний, участвующих в проекте, лишь "Сургут Моторс" частично выдает кредиты за счет собственных средств. Всего в минувшем году на уральском рынке по схеме автокредитования реализована четверть общего количества проданных новых иномарок. В 2002 году эта цифра едва достигала 7%.

Рекорды года: Урал

Уральский автомобильный рынок развивался в рамках общероссийской тенденции. Среди компаний, участвующих в исследовании, тройку лидеров по продажам составляют Toyota - 2517 автомобилей, следом идут Mitsubishi и Ford: 1981 и 1163 проданных автомобилей соответственно. Toyota - безусловный лидер и по приросту продаж: 322% в 2003 году по сравнению с предыдущим. По описанным уже причинам наиболее динамично на Урале развивались также Hyundai (309%), Kia (242%). А вот BMW и Volkswagen, наоборот, снизили продажи на 22 и 89% соответственно. Ситуация отражается и на рейтинге салонов: верхние строчки занимают компании, представляющие все те же марки. "Toyota-Центр Екатеринбург", крупнейший дилер японского концерна на Урале (площадь салона 1 тыс. кв. м: это самый высокий показатель среди монобрэндовых дилеров), продал за 2003 год 1295 автомобилей. Вторую позицию с 947 авто занимает пермская компания " Уралавтоимпорт" (четыре автосалона общей площадью 2540 кв. м). С небольшим отрывом следом идет екатеринбургская полибрэндовая компания " Автоленд" (площадь салона 2500 кв. м) - 905 машин за 2003 год.

Естественным следствием роста рынка стало увеличение количества игроков, желающих на него попасть. Всего в 2003 году количество автосалонов увеличилось примерно на 30%. Причем тенденция такова, что уже присутствующие на рынке компании, чтобы не потерять свою долю, получают дополнительно статус официального дилера по другим маркам, переходя в разряд полибрэндовых, и инвестируют значительные средства в строительство новых зданий.

Чтобы построить качественный салон, соответствующий корпоративному стилю производителя, необходимо вложить 1 - 5 млн долларов (в зависимости от класса автомобиля), стоимость оборудования при этом составляет от 300 до 700 тыс. долларов. По нашим оценкам, только в прошлом году объемы инвестиций в строительство салонов в крупнейших городах региона составили порядка 50 - 55 млн долларов. Сроки окупаемости в стандартной ситуации и при условиях, что салон сразу выходит на полную мощность, составляют в среднем пять лет: для России это достаточно много. Серьезность вложений свидетельствует прежде всего о том, что автомобильный бизнес представляется достаточно устойчивым и перспективным.

Корпоративный клиент как новый двигатель рынка

Качественным отличием 2003 года стало постепенное становление корпоративного сектора. По оценкам экспертов, в Москве и Санкт-Петербурге он занимает около 25 - 30% всего рынка новых иномарок, на Урале - лишь 8 - 10%. В среднем корпоративный сектор растет пока темпами более низкими, чем рынок в целом: 20 - 25% за 2003 год. Однако эксперты связывают с ним немалые надежды, особенно при насыщении спроса частных автовладельцев. "Анализируя постоянный рост продаж иномарок, можно спрогнозировать увеличение корпоративного сектора на Урале к 2005 году в три раза", - считает генеральный директор компании " Уралавтоимпорт" (Пермь) Сергей Шаклеин.

Компании переносят целевые приоритеты на корпоративный сегмент постепенно. Пока он остается перспективным гипотетически, активных действий в нем нет. Особенно незначительны объемы продаж в премиум-сегменте. Так, в одном салоне BMW в среднем реализуется три автомобиля в год.

На Урале клиентами в корпоративном секторе остаются представительства крупных столичных фирм, а также компании с участием иностранного капитала. Основной объем продаж приходится на Москву и Санкт-Петербург, из столиц покупатели по собственным логистическим схемам распределяют автомобили по филиалам. Поэтому на долю региональных дилеров, как правило, выпадает гарантийное и сервисное обслуживание.

Предложение в корпоративном сегменте на Урале пока невелико. Однако интерес к корпоративному направлению просыпается у самих дилеров. Так, у всех компаний, принявших участие в рейтинге, разработаны специальные программы для работы с корпоративными клиентами. Прежде всего они предусматривают скидки при покупке и обслуживании, которые, как правило, зависят от количества приобретаемых автомобилей и запчастей. В корпоративных программах дилеров предусмотрены такие пункты, как закрепление за клиентом постоянного специалиста, подробные консультации и планирование эксплуатации, ведение документооборота, требуемого производственно-техническим отделом клиента, индивидуальные условия платежей и расчетов, исходя из бюджетной политики предприятия, рассмотрение возможности осуществления бартерной сделки, создание определенного запаса запчастей, наиболее часто требующихся клиенту, и т.д. Правда, пока столь обширные программы находятся по преимуществу в стадии разработки.

Между тем интерес к плотному послепродажному режиму работы как раз и отличает корпоративного клиента от частного независимо от того, сколько машин он купил. Цена автомобиля важна для него в значительно меньшей степени: в структуре расходов корпорации стоимость авто - не столь принципиальный момент. Гораздо более значима организация услуг в комплексе, их качество, максимальное удобство. Для этого в связке с дилером должны работать не только банк, но и страховщики, а также лизинговые компании. Для корпоративного клиента важно, чтобы он мог сосредоточиться на профильном бизнесе, перепоручив проблемы автопарка (например, организацию подменного парка или возвратного лизинга) профессиональному партнеру.

В ближайшей перспективе следует ожидать нового витка автопродаж на Урале: спрос на корпоративные иномарки со стороны местных компаний растет. Первые среди потенциальных клиентов - крупные и средние компании.

Малый бизнес среди корпоративных клиентов практически не представлен: здесь чаще всего нет необходимости в служебных легковых автомобилях. Зато потенциально велик спрос с его стороны в сегменте специализированных машин для хозяйственной деятельности (транспортировки грузов, корреспонденции, товаров) - коммерческих автомобилей.

Деловой помощник

Потребность в коммерческих автомобилях зародилась еще в 90-х годах, когда началось активное развитие предпринимательства: подвозить грузы для киосков в каких-нибудь легковушках стало экономически неэффективно, в них просто не хватало места. Спрос был огромен, а предложение крайне низко: после распада СССР производство рижских "рафиков" и ереванских ЕрАЗов осталось за пределами страны. Наконец, в середине 90-х годов возникло предложение: Горьковский автозавод начал выпускать "Газели". Тогда же появился интерес к коммерческим автомобилям западного производства. Спрос на них удовлетворял по преимуществу вторичный рынок машин из развитых стран.

Стабилизация экономической ситуации в стране, в том числе улучшение условий для развития малого бизнеса, изменяет качество спроса. Теперь потребитель хочет в основном уже новые иномарки. Естественно, их цена значительно выше, но потенциальных клиентов привлекают удобство и долгий срок эксплуатации. Кроме того, компании заботятся об имидже, и коммерческий автомобиль в прямом смысле выступает его носителем. Пока продажи новых коммерческих автомобилей растут на 20% в год.

Часто компании приобретают коммерческие автомобили в лизинг, создавая перспективу вторичного рынка. Машины после первого приобретателя проходят техническое обслуживание, предпродажную подготовку, на них также распространяется гарантия (естественно, уже не заводская: от трех до шести месяцев). И такие коммерческие автомобили быстро находят нового владельца.

Основные производители в секторе малых коммерческих автомобилей (грузоподъемностью до 1,5 тонны) - Volkswagen, Renault, Citroen, Fiat, Ford. У Mercedes есть предложения в классе машин грузоподъемностью до трех тонн. Активно пытаются выйти на российский рынок японские и корейские автогиганты Toyota, Mazda, Nissan, Kia. Эксперты единодушно рассматривают сегмент коммерческих автомобилей как наиболее перспективный.

Мировые концерны всерьез перестраивают политику продвижения коммерческих автомобилей, готовясь к активным действиям.

Дальний свет

Прогнозируя дальнейшее развитие ситуации на рынке автопродаж, можно утверждать: высокие темпы роста сохранятся еще долго, поскольку насыщенность относительно низка. В движение придут перспективные, но пока достаточно экзотичные для региона сегменты - корпоративных и коммерческих автомобилей. Интерес к ним будет расти в русле развития общеэкономической российской тенденции - стремления в регионы столичных и иностранных компаний разной отраслевой принадлежности. Кроме того, становление этих секторов авторынка зависит от продвижения местного бизнеса.

По мере насыщения рынка собственно продажа автомобиля будет занимать все меньшую долю в комплексе услуг, предлагаемом дилером. Чтобы заинтересовать потенциального покупателя, дилеры уже сейчас предоставляют максимально удобные условия (например, гарантийное обслуживание до пяти лет), наращивают сервисную базу, сотрудничают с банками, страховыми и лизинговыми компаниями, придавая тем самым рынку автопродаж цивилизованные черты.

АЦ "Эксперт-Урал"