Конъюнктурщики

Инна Гладкова
20 сентября 2004, 00:00
  Урал

Основной стимул роста для уральских экспортеров - благоприятная мировая конъюнктура. Следствием становятся увеличение сырьевой составляющей экспорта и активизация процессов слияния и поглощения

После кризиса 1998 года трансформация российской экономики проходила в условиях благоприятной мировой конъюнктуры и внутренней политической и социальной стабильности. Динамичное развитие национального бизнеса столкнулось с неудовлетворенным инвестиционным спросом. В 2003 году экономика страны продемонстрировала высокую скорость перенаправления экспортных доходов на развитие национального бизнеса. Рост внешнеторгового оборота составил 25,3%, рост инвестиций в основной капитал - 12,5%. Эти изменения повлекут за собой в перспективе реструктуризацию экспорта.

Причины

За 2003 год российский экспорт вырос беспрецедентно - на 26% (в 2002 году - 5%), достигнув 135,4 млрд долларов. Главной движущей силой, как и в последние несколько лет, стали благоприятные условия торговли на мировых рынках: увеличение цен и объема спроса. Основные статьи экспорта России - энергоносители (60,2%), металлы (14,2%), машиностроительная (6,9%) и химическая (6,2%) продукция. Прирост цен на энергоносители составил 20%, на черные металлы - 16%, на алюминий - 5%, на никель - 26%. Средняя цена экспорта поднялась на 10%.

Взлет цен на нефть обусловило снижение иракских поставок вследствие военных действий и сокращение квот странами ОПЕК. По итогам минувшего года, среднегодовая цена российской нефти марки Urals выросла на 14%, достигнув 27,04 доллара за баррель. Высокими были цены и на поставляемый Россией газ: к декабрю 2003-го средняя цена контракта поднялась за год на 33%.

С середины 2003 года заметно оживился мировой рынок металла: спрос вырос в Китае и США, восстановился в Японии. Сыграли на повышение и в целом оптимистичные прогнозы развития экономик стран - основных потребителей металла. К концу 2003 года средняя цена меди выросла на 12%, алюминия - почти на 6%, никеля - на 52% (достигнув рекордного за 14 лет уровня - 14 060 долларов за тонну). Причина роста - увеличение потребления металла, в основном в Китае.

Структура

Общий объем экспорта Урала поднялся на 51%. Основной вклад, 77% от общего прироста, внесли расположенные на Урале подразделения федеральных компаний. Их экспорт вырос на 52%, у региональных компаний - на 47%.

Небывало высокие показатели обеспечила концентрация на Урале предприятий нефтегазовой промышленности и металлургии. Практически все нефтяные и газовые компании входят в крупные общероссийские холдинги, такие как Тюменская нефтяная компания, ЛУКойл, Газпром. Они практически монополизировали экспорт энергоносителей: в их руках сосредоточено 90% экспортных доходов отрасли на Урале.

Хотя на региональные компании отрасли приходится всего 10% экспорта нефти и газа, в общем объеме уральского экспорта доля самостоятельных предприятий - наибольшая (33%). Причем местные компании во внешнеторговой деятельности активнее, чем федералы: соотношение роста экспортных доходов за прошедший год - 75% к 53%. На федеральные подразделения также приходится 48% экспорта черной металлургии региона.

Структура и динамика экспорта самостоятельных предприятий на Урале за 2003 год достаточно сбалансирована. Наиболее прогрессирует нефтегазовая отрасль (плюс 75%), на втором месте с результатом 74% - машиностроение (его доля в уральском экспорте поднялась до 13%). На 70% увеличила экспорт пищевая промышленность. Экспорт химической и лесной отраслей вырос на меньшую, но все же значительную величину - 60% и 58% соответственно. Доля продукции химического комплекса практически осталась на уровне 11%.

Несмотря на большие темпы роста, вклад лесной и пищевой промышленности Урала в совокупности не превышает 4%. Однако именно эти сектора наиболее активно наращивали присутствие на внешних рынках. За 2003 год количество стран, импортеров их продукции, увеличилось гораздо существеннее, чем у компаний машиностроения, металлургии и нефтегазовой промышленности. Причины отставания компаний ключевых отраслей состоят преимущественно в том, что они работают с устоявшимся кругом крупных. Но международная коньюнктура нестабильна. Основной фактор роста их экспортных доходов - цены, конкуренция им внутри России маловероятна. Отчасти снять зависимость от мировых цен может расширение географии присутствия и клиентской базы.

Концентрация

Устойчивой альтернативой наращиванию производственных мощностей и открытию собственных филиалов становится поглощение конкурентов. В 2003 году концентрация крупного бизнеса продолжалась. Так, в стальную группу "Мечел" в сентябре 2003-го вошла "Уральская кузница", в мае 2004-го - Ижсталь. В мае - июне "Мечел", выиграв в соперничестве с Евразхолдингом, присоединил к группе Коршуновский ГОК (80% его продукции идет на экспорт в Китай).

В конце первого полугодия-2003 в интересах Реновы была проведена попытка крупномасштабной скупки акций ВСМПО (42,9% акций распылено среди миноритариев). В результате Ренова добилась вхождения своих представителей в менеджмент холдинга ВСМПО-Ависма.

В середине июля группа ЧТПЗ приобрела 87% Челябинского цинкового завода у нефтяной корпорации Vitol и ее швейцарского филиала Euromin. Все эти факторы свидетельствуют о продолжающейся концентрации экспортно-ориентированных предприятий в руках нескольких собственников.

Вместо прогноза

С начала этого года на 3 сентября цена на нефть марки Urals выросла на 33% и составила 36,42 доллара за баррель. Алюминий к августу подорожал на 3%, медь - на 15%. Значит, благодаря сохраняющейся благоприятной конъюнктуре на мировых рынках, рост доли продукции (причем невысоких переделов) нефтегазовой и металлургической отраслей в общем объеме экспорта Урала в текущем году продолжится. Кроме того, росту экспорта будет способствовать дальнейшее раскручивание экономик стран - импортеров сырья.

Доля в экспорте подразделений общероссийских компаний вырастет. Тенденция к концентрации, укрупнению бизнеса на территории Уральского региона усилится. Попытки присоединения региональных холдингов или их основных промышленных структур также сохранятся. Продолжится процесс юридического оформления холдингов: перевод на единую акцию, концентрация сбыта на управляющих компаниях.

Таким образом, можно утверждать: совокупные показатели уральского экспорта по итогам 2004 года будут по крайней мере не хуже, чем в 2003 году. Однако число самостоятельных экспортеров снизится, как снизится и доля продукции высоких переделов.

Методика расчета показателей

Источником информации для составления рейтинга послужили данные статистики по внешней торговле; данные, предоставленные предприятиями; собственная информация и оценки "АЦ Эксперт-Урал".

В рейтинг включены предприятия, занятые в материальном производстве. Показатели сгруппированы по производителям продукции в рамках холдингов. Предприятия, входящие в холдинговые структуры, не сформировавшиеся или находящиеся в нестабильном состоянии, включены в рейтинг по отдельности.

По оборонным предприятиям приведена собственная оценка. Она основана на данных как официальных, так и собственных источников, и показывает весь объем экспорта, в том числе через госпосредника.

В основной рейтинг включены только компании-экспортеры, головной офис которых находится на территории Уральского региона. Причина в том, что экспортные потоки в рамках холдинга могут произвольно перебрасываться с одного юридического лица на другое. Это искажает результаты исследования. По той же причине данные по объемам экспорта крупнейших подразделений общероссийских компаний, имеющих производственные мощности по всей территории страны, приведены справочно.

Рейтинг обладает недостатками, обойти которые в полной мере в рамках существующей системы раскрытия информации не представляется возможным. "За кадром" остались отдельные экспортеры, работающие через сбытовые структуры или управляющие компании, расположенные в других регионах страны, и информация по которым либо отсутствует, либо закрыта.