Страна советов

Ирина Миронова
17 октября 2005, 00:00
  Урал

Квалификация предпринимателей по юридическим и налоговым вопросам растет, следовательно, их заинтересованность в услугах консультантов падает. Наибольшим спросом пользуется консалтинг в области стратегии и маркетинга

Если начало года - золотая пора для аудиторов (предприятия формируют годовую отчетность, поэтому чаще обращаются к их услугам), то консалтинг набирает обороты с середины года и высшей точки достигает в декабре, когда завершаются проекты: на это время приходится три четверти объема заказов на консультационные услуги. Посмотрим, чем занимались консалтинговые компании в первой половине года и как они готовились к вызовам рынка.

Длинный консалтинг

Общий доход от предоставления консультационных услуг компаний, принявших участие в исследовании АЦ "ЭкспертУрал", достиг за шесть месяцев года 436 млн рублей. Динамика рынка падает: если в первой половине 2004го прирост составил 71% к соответствующему периоду прошлого, то по итогам первого полугодия 2005го он сократился до 31%. (Московскую консалтинговую группу "Борлас" мы вывели за рамки анализа рынка: ее доля в совокупной консалтинговой выручке всех компаний рейтинга - 45%.)

Основную долю заказов в портфеле услуг консалтинговых компаний формируют крупные предприятия. Теперь они осознанно и четко ставят перед консультантами более серьезные бизнесзадачи, тем самым увеличивая срок реализации проектов до года и более. Поэтому полугодовой количественный рост консалтингу обеспечивают в основном заказы среднего бизнеса.

У 40% компаний рейтинга наблюдается снижение выручки от консалтинговых услуг. В списке есть предприятия с отрицательным приростом в 25 - 35%. Но есть и рекордсмены, опережающие по динамике среднерыночные показатели. Отличились компании из Перми: "Независимые консультанты Платан" за полугодие увеличили доходы на 370%, "Информ-Консалтинг" - на 296%.

Доля консалтинга в совокупной выручке участников рынка стабильно растет: по итогам полугодия она увеличилась на 3,7%, составив 68%. Посмотрим, какие сегменты поднимали рынок, а какие сдерживали его развитие.

Кто борозды не портит

Основной статьей доходов большинства консалтинговых компаний, работающих на уральском рынке, остаются традиционные консультационные услуги - в налоговой и юридической сферах. В налоговом консалтинге уже не первый год с большим отрывом лидирует компания "Налоги и финансовое право", заработавшая за полугодие-2005 на этом виде более 53 млн рублей. Лидер по юридическим вопросам - компания "Порт-Аудит", ранее занимавшая вторую и третью строки в списке компанийлидеров этого сегмента (30 млн рублей).

Несмотря на сохраняющееся доминирование на рынке, традиционные виды консалтинговых услуг медленно, но верно теряют доли и замедляют темпы роста. Доля сегментов в доходах компаний снизилась с 53 до 47%. У 35% компаний, занимающихся налоговым консалтингом, выручка от предоставления этих услуг упала в среднем на 42%. Причин несколько. По мнению некоторых профессиональных участников рынка, пик востребованности налогового консалтинга прошел. Квалификация большинства предпринимателей позволяет им самостоятельно решать возникающие вопросы, а значит - исключает их из числа потенциальных клиентов. Кроме того, консультанты все чаще отказываются от разовых проектов (например, сопровождения процедур банкротства), если понимают, что отношения с клиентом не имеют перспективы. Они переключают усилия на более прогрессивные направления консалтинга.

Доля юридического сопровождения в услугах консультантов по итогам полугодия практически не выросла (плюс 1,6%), сегмент сократился почти на 5%. Стабильность в сфере юридического консалтинга в принципе можно оценивать положительно - как отражение нормализации правового поля. Но в условиях нашей страны это поле пока "минное": контролирующие органы зачастую предпринимают попытки восполнить пробелы нормотворчества усилением административного контроля, формы и методы которого далеки от законных.

Факт, свидетельствующий о здоровье профессиональной среды: юридическиекомпании региона осознали необходимость принятия кодекса корпоративной этики и создания саморегулируемой организации (см. "Ненормативный бизнес).

А кто глубоко пашет

Основным двигателем рынка по итогам полугодия стал консалтинг в области стратегического планирования (прирост - 170%), а также маркетинга и отношений с общественностью (185%). "Современного клиента в большей степени интересуют стратегическое планирование, маркетинговая тактика, сбалансированность ассортиментной политики и построение на этой основе нового плана продаж, а также оптимизация денежных потоков. Ставятся также задачи повышения личной эффективности самого топ-менеджера", - делится опытом исполнительный директор консалтинговой группы "Лекс"Николай Пуртов.

В условиях возрастающей конкуренции стратегические просчеты обходятся бизнесу все дороже. Бизнесмены все больше осознают важность долгосрочной стратегии развития и готовы за нее платить. Доходы компаний, оказывающих консультационные услуги в области стратегического планирования, составили 38 млн рублей (8,8% от общего объема регионального рынка). Это на 4,5% больше, чем в соответствующем периоде прошлого года.

Доля выручки от предоставления услуг в области маркетинга и связей с общественностью выросла на 2% и составила 3,6%. Интересным и достаточно перспективным направлением внутри этого сегмента участники рынка считают маркетинг в интернете. По данным челябинской компании "АРБКонсалтинг", около 80% всех предприятий, включая торговые, имеют доступ в интернет, 30 - 40% создали сайты, еще 30% намерены разработать их в ближайшее время. Директор "АРБКонсалтинг" Виктор Вальчук отмечает: "Основной инструмент получения информации для 90% бизнеспользователей - поисковые системы в интернете. Поэтому важно не просто иметь сайт, нужно добиться того, чтобы на него заходили потенциальные клиенты, а зайдя, - нашли то, что искали, в удобном для потребления виде. Поэтому прежде всего необходимо глубоко знать запросы клиентов. Знания и умение их добывать составляют часть квалификации маркетолога, в данном случае интернетмаркетолога. Потребности и ожидания нужно как минимум удовлетворить, а лучше - превзойти. Поэтому руководители постепенно понимают, что заниматься сайтом должен не администратор компании, а маркетологконсультант, еще лучше - целая команда".

Безусловно, в одной команде с маркетологами должны работать и ИТспециалисты. Консультации в сфере ИТ по итогам полугодия показали пока скромные результаты, но можно прогнозировать: в перспективе этот вид услуг будет двигать рынок вперед. Так, треть доходов за период консалтинговые компании получили от оказания услуг предприятиям нефтегазового сектора, и значительная часть этой выручки приходится на консультации в области информационных технологий (см. также "Про ТЭК и хай-тек", "ЭУ" 37 от 03.10.05).

Таким образом, традиционные виды консалтинга - налоговый и юридический - обслуживают объективные потребности бизнеса и в силу инерции пока сохраняют доминанту на рынке. Однако за динамику его развития отвечают относительно молодые сегменты консультационных услуг. Особая ставка - на стратегический консалтинг. Он в свою очередь простимулирует спрос на взаимосвязанные виды: для успешного внедрения стратегии необходимо выстроить оптимальную систему управления, организационную структуру и маркетинговую политику.

Методы и информация

Рейтинг консалтинговых компаний Уральского региона - Свердловской, Челябинской, Оренбургской, Пермской, Курганской, Тюменской (включая ХантыМансийский и ЯмалоНенецкий автономные округа) областей, а также республик Удмуртия и Башкортостан - подготовлен АЦ "ЭкспертУрал" в сентябре - октябре 2005 года с использованием методологии рейтингового агентства "ЭкспертРА". В качестве основного использовался показатель объема выручки за первое полугодие 2005 года от оказания консалтинговых услуг. Компании, чья материнская (лидирующая) организация зарегистрирована на территории Урала, предоставляли данные по всей компании. Если материнская (лидирующая) компания зарегистрирована за пределами Урала, все данные для рейтинга предоставлялись только по филиалам и представительствам, находящимся на территории Уральского региона.

Предоставленные данные уральских компаний подтверждены финансовой отчетностью. Данные инорегиональных компаний, которые изза различных форм образования филиалов не всегда могут быть подтверждены официальной отчетностью, заверены подписью руководителя и печатью организации.