Страна советов

Ирина Миронова
17 октября 2005, 00:00
  Урал

Квалификация предпринимателей по юридическим и налоговым вопросам растет, следовательно, их заинтересованность в услугах консультантов падает. Наибольшим спросом пользуется консалтинг в области стратегии и маркетинга

Если начало года - золотая пора для аудиторов (предприятия формируют годовую отчетность, поэтому чаще обращаются к их услугам), то консалтинг набирает обороты с середины года и высшей точки достигает в декабре, когда завершаются проекты: на это время приходится три четверти объема заказов на консультационные услуги. Посмотрим, чем занимались консалтинговые компании в первой половине года и как они готовились к вызовам рынка.

Длинный консалтинг

Общий доход от предоставления консультационных услуг компаний, принявших участие в исследовании АЦ "ЭкспертУрал", достиг за шесть месяцев года 436 млн рублей. Динамика рынка падает: если в первой половине 2004го прирост составил 71% к соответствующему периоду прошлого, то по итогам первого полугодия 2005го он сократился до 31%. (Московскую консалтинговую группу "Борлас" мы вывели за рамки анализа рынка: ее доля в совокупной консалтинговой выручке всех компаний рейтинга - 45%.)

Основную долю заказов в портфеле услуг консалтинговых компаний формируют крупные предприятия. Теперь они осознанно и четко ставят перед консультантами более серьезные бизнесзадачи, тем самым увеличивая срок реализации проектов до года и более. Поэтому полугодовой количественный рост консалтингу обеспечивают в основном заказы среднего бизнеса.

У 40% компаний рейтинга наблюдается снижение выручки от консалтинговых услуг. В списке есть предприятия с отрицательным приростом в 25 - 35%. Но есть и рекордсмены, опережающие по динамике среднерыночные показатели. Отличились компании из Перми: "Независимые консультанты Платан" за полугодие увеличили доходы на 370%, "Информ-Консалтинг" - на 296%.

Доля консалтинга в совокупной выручке участников рынка стабильно растет: по итогам полугодия она увеличилась на 3,7%, составив 68%. Посмотрим, какие сегменты поднимали рынок, а какие сдерживали его развитие.

Кто борозды не портит

Основной статьей доходов большинства консалтинговых компаний, работающих на уральском рынке, остаются традиционные консультационные услуги - в налоговой и юридической сферах. В налоговом консалтинге уже не первый год с большим отрывом лидирует компания "Налоги и финансовое право", заработавшая за полугодие-2005 на этом виде более 53 млн рублей. Лидер по юридическим вопросам - компания "Порт-Аудит", ранее занимавшая вторую и третью строки в списке компанийлидеров этого сегмента (30 млн рублей).

Несмотря на сохраняющееся доминирование на рынке, традиционные виды консалтинговых услуг медленно, но верно теряют доли и замедляют темпы роста. Доля сегментов в доходах компаний снизилась с 53 до 47%. У 35% компаний, занимающихся налоговым консалтингом, выручка от предоставления этих услуг упала в среднем на 42%. Причин несколько. По мнению некоторых профессиональных участников рынка, пик востребованности налогового консалтинга прошел. Квалификация большинства предпринимателей позволяет им самостоятельно решать возникающие вопросы, а значит - исключает их из числа потенциальных клиентов. Кроме того, консультанты все чаще отказываются от разовых проектов (например, сопровождения процедур банкротства), если понимают, что отношения с клиентом не имеют перспективы. Они переключают усилия на более прогрессивные направления консалтинга.

Доля юридического сопровождения в услугах консультантов по итогам полугодия практически не выросла (плюс 1,6%), сегмент сократился почти на 5%. Стабильность в сфере юридического консалтинга в принципе можно оценивать положительно - как отражение нормализации правового поля. Но в условиях нашей страны это поле пока "минное": контролирующие органы зачастую предпринимают попытки восполнить пробелы нормотворчества усилением административного контроля, формы и методы которого далеки от законных.

Факт, свидетельствующий о здоровье профессиональной среды: юридическиекомпании региона осознали необходимость принятия кодекса корпоративной этики и создания саморегулируемой организации (см. "Ненормативный бизнес).

А кто глубоко пашет

Основным двигателем рынка по итогам полугодия стал консалтинг в области стратегического планирования (прирост - 170%), а также маркетинга и отношений с общественностью (185%). "Современного клиента в большей степени интересуют стратегическое планирование, маркетинговая тактика, сбалансированность ассортиментной политики и построение на этой основе нового плана продаж, а также оптимизация денежных потоков. Ставятся также задачи повышения личной эффективности самого топ-менеджера", - делится опытом исполнительный директор консалтинговой группы "Лекс"Николай Пуртов.

В условиях возрастающей конкуренции стратегические просчеты обходятся бизнесу все дороже. Бизнесмены все больше осознают важность долгосрочной стратегии развития и готовы за нее платить. Доходы компаний, оказывающих консультационные услуги в области стратегического планирования, составили 38 млн рублей (8,8% от общего объема регионального рынка). Это на 4,5% больше, чем в соответствующем периоде прошлого года.

Доля выручки от предоставления услуг в области маркетинга и связей с общественностью выросла на 2% и составила 3,6%. Интересным и достаточно перспективным направлением внутри этого сегмента участники рынка считают маркетинг в интернете. По данным челябинской компании "АРБКонсалтинг", около 80% всех предприятий, включая торговые, имеют доступ в интернет, 30 - 40% создали сайты, еще 30% намерены разработать их в ближайшее время. Директор "АРБКонсалтинг" Виктор Вальчук отмечает: "Основной инструмент получения информации для 90% бизнеспользователей - поисковые системы в интернете. Поэтому важно не просто иметь сайт, нужно добиться того, чтобы на него заходили потенциальные клиенты, а зайдя, - нашли то, что искали, в удобном для потребления виде. Поэтому прежде всего необходимо глубоко знать запросы клиентов. Знания и умение их добывать составляют часть квалификации маркетолога, в данном случае интернетмаркетолога. Потребности и ожидания нужно как минимум удовлетворить, а лучше - превзойти. Поэтому руководители постепенно понимают, что заниматься сайтом должен не администратор компании, а маркетологконсультант, еще лучше - целая команда".

Безусловно, в одной команде с маркетологами должны работать и ИТспециалисты. Консультации в сфере ИТ по итогам полугодия показали пока скромные результаты, но можно прогнозировать: в перспективе этот вид услуг будет двигать рынок вперед. Так, треть доходов за период консалтинговые компании получили от оказания услуг предприятиям нефтегазового сектора, и значительная часть этой выручки приходится на консультации в области информационных технологий (см. также "Про ТЭК и хай-тек", "ЭУ" 37 от 03.10.05).

Таким образом, традиционные виды консалтинга - налоговый и юридический - обслуживают объективные потребности бизнеса и в силу инерции пока сохраняют доминанту на рынке. Однако за динамику его развития отвечают относительно молодые сегменты консультационных услуг. Особая ставка - на стратегический консалтинг. Он в свою очередь простимулирует спрос на взаимосвязанные виды: для успешного внедрения стратегии необходимо выстроить оптимальную систему управления, организационную структуру и маркетинговую политику.