Из одной коробки

15 декабря 2008, 00:00
  Урал

Кризис будет стимулировать более активное развитие конвергенции технологий и услуг связи, считает заместитель коммерческого директора ОАО «Уралсвязьинформ» Станислав Шаронов

— Конвергенция сетей, технологий и услуг — естественный процесс. Кризис его только стимулирует.

В новых экономических условиях, чтобы удержать абонента, зафиксировать или увеличить доход, телеком-компаниям придется уделять больше внимания каждому клиенту, предлагая ему все больший набор услуг в комплексе.

Компании уже пошли по этому пути. «Уралсвязьинформ» завершил консолидацию активов сотовой и фиксированной связи еще в 2005 году, начал разрабатывать и реализовывать конвергентные предложения (FMC — fixed-mobile convergence). В этом году состоялась крупнейшая сделка на телеком-рынке России: «Вымпелком» выкупил «Голден Телеком». Другой пример — совместная деятельность «МТС» и «Комстар-ОТС». Создающиеся вертикально интегрированные холдинги в будущем, вероятнее всего, и будут бороться за абонента, поглощать более мелкие компании. Свидетелями этой борьбы мы безусловно станем, хотя в связи с кризисом она, очевидно, будет не такой яркой и шумной, какой могла бы быть, если бы на рынке осталось большое количество дешевых денег.

От слияния компаний и налаживания партнерских отношений выигрывают как операторы, так и абоненты. Первые за счет конвергенции сокращают расходы на строительство и эксплуатацию сетей, получают доступ к новым рынкам. Вторым будет предоставлена в пользование «коробка» со всеми видами связи.

Я вижу два основных пути конвергенции сетей. Первый — полная миграция в одну технологию IP (пакетная передача данных). Это весьма нетривиальная задача. Объединить все услуги (фиксированную телефонию, интернет, мобильную связь, телевидение) под «одну крышу» достаточно тяжело, особенно если учесть, что сливающиеся компании имеют различную сетевую и ИТ-инфраструктуру, развивают разные технологии. 

Второй путь — «виртуальная» конвергенция — проще. Человек будет пользоваться различными технологиями, но для него это все будет предоставляться в одной «коробке»: единый счет, единая сервисная служба, возможность, например, получать скидки на мобильную связь в зависимости от объема потребляемого интернет-трафика и так далее. Вообще подавляющему большинству клиентов технология как таковая (набор протоколов, оборудования, ИТ) не интересна, ему интересны возможности для удовлетворения коммуникационных потребностей, получения информации, развлечений и пр. Поэтому перспективы развития телеком-рынка связаны с тем, чтобы предложить абоненту не набор услуг (вне зависимости от технологий), а комплексное, конвергентное решение его задач в сфере коммуникаций.