Воспитать технаря

Артем Коваленко
2 сентября 2013, 00:00

Интерес к техническому образованию растет — меняется сознание людей и ситуация на рынке труда. Эту тенденцию надо закрепить, усилив подготовку школьников по физике, считает проректор по учебной работе Тюменского государственного нефтегазового университета (ТюмГНГУ) Николай Коленчин

Николай Коленчин

— Николай Филиппович, чем нынешняя приемная кампания отличалась от прошлогодней?

— Для ТюмГНГУ она прошла не хуже, чем в прошлом году — мы закрыли бюджетные места по всем специальностям и направлениям. Одно из главных отличий — вузы подняли планку проходного балла, в том числе для тех, кто собирается учиться платно. Понятно почему: они хотят видеть в аудиториях наиболее подготовленных школьников. Если раньше бытовало мнение «деньги есть, я поступлю хоть куда», то сейчас с низкими результатами ЕГЭ никуда не возьмут. Ни одному университету невыгодно брать школьных выпускников с посредственными баллами. В прежние годы с Минобром можно было порешать вопрос о дополнительном наборе платников, сейчас — это нереально. Средний балл ЕГЭ поступивших — один из критериев эффективности вузов. ТюмГНГУ был вынужден отказать некоторым желающим учиться платно.

— Итоги кампании, как и перечень экзаменов, выбранных для сдачи ЕГЭ, показывает, что у школьников нет интереса к техническим специальностям.

— Но ситуация меняется: такого перекоса, который существовал пять лет назад, когда умы выпускников школ занимал исключительно менеджмент, уже нет. Люди изучают предложения на рынке труда и понимают, что специалисты с техническим образованием востребованы. Это видно по результатам кампании в нашем вузе — вырос конкурс на нефтегазовое дело, есть большой интерес к геологии. Мы поменяли стратегию работы со школьниками — попытались перейти от обезличенной работы через СМИ к персональным встречам. Разговариваем с учениками и их родителями, рассказываем о профессиях и перспективах. Мы же выступили инициаторами бесплатных курсов по физике через интернет для тех, кто хотел изучать инженерное направление. Каждое структурное подразделение института готово давать консультации и включиться в подготовку таких ребят. Уповать только на школьную программу нельзя — погоня за хорошими баллами ЕГЭ, а школы тоже по ним оценивают, привела к тому, что физика изучается посредственно.

— Что еще должен делать технический вуз, чтобы быть конкурентоспособным на рынке образования?

— Мы отказываемся сегодня от ряда непрофильных направлений, а взамен получаем дополнительное бюджетное финансирование для инженерных специальностей. В последние годы вузы, чтобы заработать, бросались в разные направления. Но это неправильно. Если гуманитарный университет начнет готовить технаря, ему просто базы не хватит. Ведь помимо преподавателей, нужны лаборатории и производственная практика. Сейчас идет четкое разделение образования по отраслевому принципу. Так и должно быть. Плюс нужно выстраивать грамотные отношения с потенциальными работодателями выпускников. У нас уже больше 160 комплексных договоров с предприятиями — они берут студентов на практику, выделяют специальные стипендии, трудоустраивают. Этот процесс происходит на виду у всех — дети понимают, что с университетом сотрудничают такие крупные компании, как «Роснефть», «Газпром», «Сургутнефтегаз». Связь с бизнесом необходима — наш филиал в Тобольске не испытывал трудности с набором на химнаправление в том числе потому, что там активно развиваются «Тобольск-Нефтехим», «Тобольск-Полимер».

Государство сегодня тоже осознало важность технических специальностей. Количество бюджетных мест увеличивается. На нефтегазовом направлении их число выросло на 300 — это только на бакалавриат, плюс нам и на магистратуру добавили.

— 1 сентября вступил в силу новый закон об образовании, закрепляющий двухуровневую систему высшего образования — бакалавриат и магистратуру. При этом сохраняется специалитет. Как работодатели реагируют на эти изменения?

— Пока им непонятно, как относиться к бакалавру — на какую его должность устраивать, каковы его компетенции, какой уровень знаний. Но это адаптационный период. Мы объясняем, кто такой бакалавр, на что он способен. Он обладает базовой подготовкой и ему понадобиться дополнительное образование в зависимости от специализации предприятия. Так делается за рубежом: бакалавры устраиваются на работу и потом дополнительно доучиваются, осваивают узкую специализацию. У нас сегодня доучивают сами предприятия, к сожалению, в вузах пока этого нет. Поэтому бизнес говорит, что образование стало хуже. Но при этом никто пока не смог четко сформулировать, кого нужно готовить и какими должны быть знания. Чтобы разобраться в этих вопросах, мы создали общественные советы и обсуждаем с предприятиями, как корректировать образовательную траекторию.