Масштабируйте амбассадоров

Российским предприятиям на пути к цифровизации придется преодолевать не только технологические и финансовые проблемы, но и собственное нежелание меняться

19 апреля правительство РФ утвердило директивы по цифровой трансформации госкомпаний. Рекомендации направлены на повышение эффективности предприятий за счет внедрения российских цифровых решений. Стратегии цифровой трансформации должны быть разработаны до 1 сентября 2021 года, затем согласованы с отраслевыми министерствами и Минцифры России. Стратегические документы должны учитывать требование директив об увеличении доли закупок российских цифровых решений: к 2024 году этот показатель должен составить не менее 70% от общей суммы расходов на ПО.

По словам вице-премьера Дмитрия Чернышенко, среди госкомпаний есть как абсолютные лидеры по цифровой трансформации, так и те, кто пока не выделяет это направление в качестве приоритетного: «Задача директив — масштабировать и структурировать деятельность по цифровизации и импортозамещению, не только контролируя компании, но и помогая им методическими рекомендациям, экспертизой и финансовыми инструментами. Планируется, что до 2024 года к исполнению директив присоединятся все компании, доля участия государства в которых составляет 50%».

Ранее методические рекомендации прошли апробацию в таких крупных компаниях, как «Почта России», РЖД, Алроса, «Газпром нефть». Госпредприятия — лидеры цифровизации. По словам директора по развитию Фонда развития интернет-инициатив Евгения Борисова, в 2020 году почти вдвое (с 25% до 48%) выросло число госкомпаний, разработавших и принявших цифровую стратегию: «В приоритетах компаний цифровизация бизнес-процессов, управление на основе данных, управление клиентским опытом, управление ценностью продуктов и услуг».

Однако средний уровень цифровизации процессов по всем отраслям в АЦ при правительстве РФ оценивают только в 54%.

Деньги и стандарты

Согласно исследованию SAP и «Делойт» (опубликовано в марте 2021 года), у российского бизнеса, как и у зарубежных компаний, в целом сформировалось понимание цифровой стратегии и влияния технологий на ее реализацию. Традиционно отрасли сегмента B2C демонстрируют более высокий уровень цифровой зрелости по сравнению с B2B за счет быстрой адаптации технологий в условиях конкурентного потребительского рынка.

— Внешняя среда становится для отраслей главным драйвером изменений, именно поэтому банки, телеком, ритейл цифровизируются гораздо быстрее. Им необходимо искать новые подходы к ведению бизнеса, вводить международные практики, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке. Однако для достижения высокого уровня цифровизации в России все еще существуют ощутимые барьеры: во-первых, консервативность и непрозрачность части индустрий, во-вторых, необходимость значительных инвестиций в условиях регулярных кризисов. Сейчас компаниям требуется сфокусироваться на изменении бизнес-процессов по всем направлениям параллельно с внедрением цифровой культуры, — отметил исполнительный директор SAP CIS Алексей Петунин.

В перечень барьеров, с которыми сталкиваются предприятия на пути цифровой трансформации, сами компании часто включают устаревшую ИТ-инфраструктуру, дефицит средств и отсутствие единых стандартов.

С последними двумя пунктами государство пообещало разобраться. В декабре прошлого года внесены поправки в ФЗ «О стандартизации в РФ». Основное изменение — нормативное закрепление цифровых технологий в национальной системе стандартизации. В марте Минцифры РФ предложило расширить число компаний, которые смогут воспользоваться льготными кредитами на внедрение отечественных решений.

Одно из изменений касается минимальной суммы кредитов — она будет снижена с 25 млн до 5 млн рублей. Для удобства компаний упрощены требования к заявительной и отчетной документации, а также оптимизирован механизм согласования кредитов. «Субсидия на текущий год позволит заключить кредитные соглашения на сумму до 40 млрд рублей», — рассказал Дмитрий Чернышенко.

Культура и лидеры

Но дело не только в стандартах, финансах и даже технологиях. ИТ-компании, которые занимаются внедрением цифры, главным препятствием считают неготовность компаний к изменениям, отсутствие цифровой культуры. По мнению директора Центра стратегий и программ НИУ ВШЭ Павла Рудника, важным элементом цифровой трансформации должно стать воспитание культуры работы с данными.

Аналитики SAP и «Делойт» предлагают решать проблему за счет внедрения в компаниях роли цифровых амбассадоров, вовлечения в процесс наибольшего количества сотрудников и развития их цифровых компетенций, а также за счет формирования и поддержания культуры постоянного эксперимента и готовности бизнеса к риску. «Кроме того, следует создавать сценарии цифровизации, которые будут вовлекать в этот процесс внешних партнеров организации», — рекомендуют исследователи.

Еще один действенный метод — анализировать и перенимать то, что делают лидеры. В их числе помимо ИТ-сектора — банки, ЖКХ, телеком, страхование и нефтегазовая отрасль. По данным АЦ при правительстве РФ, количество пилотных проектов в крупнейших компаниях в 2020 году выросло на 38% по сравнению с 2019 годом, до 85% крупнейших компаний используют решения с искусственным интеллектом: «Запущены реальные проекты по беспилотному транспорту (КамАЗы, комбайны). Происходит бурный рост использования голосовых помощников и интеллектуальных чат-ботов. Осуществляется переход от простых моделей ИИ к более сложным, комплексным решениям и сетям интеллектуальных объектов. Происходит активное внедрение гиперконвергентных инфраструктур, реализуются первые проекты по внедрению Cloud-Native инфраструктур».

Для достижения высокого уровня цифровизации в России все еще существуют ощутимые барьеры: во-первых, консервативность и непрозрачность части индустрий, во-вторых, необходимость значительных инвестиций в условиях регулярных кризисов

Один из лидеров трансформации — ММК. «Цифровой» портфель компании включает 57 проектов по различным направлениям бизнеса. В марте она представила масштабное применение программных роботов RPA (Robotic Process Automation) и внедрение системы электронного документооборота АТАЧ. «Учитывая, что мы все-таки металлургическое предприятие, основной акцент в выборе проектов мы делаем на тех из них, которые позволят повысить производительность труда, оптимизировать производственные и технологические процессы, повысить качество готовой продукции и клиентоориентированность предприятия», — рассказал главный специалист по информационным технологиям ММК Вадим Феоктистов.

— Внедрение цифровых технологий идет неравномерно, и 60% приходятся на финансы, транспорт, энергетику и здравоохранение. Важно вовлекать в цифровую палитру секторов и новых акторов не только крупный бизнес, но и средние и малые предприятия. Необходимо устранить цифровой разрыв, не допустить его расширения, чтобы запоздавшие компании не оказались на обочине трансформации, — подводит итоги директор Центра исследований цифровой экономики ВШЭ Константин Вишневский.