Интервью

Упаковке определят размер

Минпромторг решил бороться с шринкфляцией

Упаковке определят размер
Фото:Ведомости/ТАСС
Социально значимые продукты могут запретить упаковывать в тару меньше стандартного объема. В Минпромторге считают занижение объема упаковки манипулированием потребительскими ожиданиями. Ритейлеры возражают: они называют это нестандартным подходом и возможностью предложить рынку новые продукты.

Минпромторг рассмотрит поправки в техрегламент «О безопасности пищевой продукции». Если они будут приняты, производителям социально значимых продуктов питания запретят использовать упаковку произвольного объема. Как сообщают «Известия» со ссылкой на замминистра промышленности и торговли Виктора Евтухова, для таких продуктов будет возможна только упаковка со стандартным размером, например, 200 г, 500 г, 1 л, 10 шт. (яиц) и т.д.

Замминистра напомнил, что в начале ноября Генпрокуратура внесла поправки в ГОСТ «Требования к количеству фасованных товаров», который как раз предписывает производителям социально значимой продукции выпускать ее в стандартизированной упаковке. Однако сейчас исполнение этого документа добровольное. К тому же требованиям нужно соответствовать только в случае, если компания изготавливает продукцию по стандарту. Если товар сделали по техническим условиям, то продукцию можно фасовать в любую тару.

«Изменения нужны для того, чтобы перестать вводить в заблуждение потребителей, это серьезный шаг к наведению порядка в фасовке, — пояснил Виктор Евтухов. — Уменьшение производителями массы и количества товара без снижения, а то и с увеличением стоимости называют шкринфляцией. Этот способ, конечно, помогает изготовителям снизить свои издержки. Однако всё это делается за счет злоупотребления доверием потребителя. Многие из нас обнаруживают „усыхание“ привычных продуктов и товаров уже дома. И у подавляющего большинства спросом пользуется как раз традиционно расфасованная продукция, а не ее уменьшенные варианты».

Участники рынка заявили изданию, что различные манипуляции с упаковкой пищевой продукции, связанные с уменьшением веса, объема или количества еды, при сохранении прежней цены — распространенное явление на потребительском рынке. Однако мнения по этому поводу разошлись. Часть экспертов согласны с Минпромторгом и полагают, что подобный подход — это манипулирование потребителем. Однако представители ритейла называют подобный подход стремлением сделать новые интересные продукты. Они отмечают, что сведения об объеме продукта всегда можно найти на упаковке или ценнике, и потребитель сам выберет, какой именно объем он хочет приобрести. Это важно, к примеру, для покупателей с низкими доходами.

Кроме того, заявил «Известиям» исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков, в теории производители могут перейти на стандартные упаковки, но одномоментно перестроить производство под соблюдение этих требований невозможно: необходимы замена, перенастройка производственных линий, а также заказ новой упаковки, плюс выработка произведенной, а также согласование новых товарных позиций с ритейлом, что займет от 12 до 15 месяцев.

Плюс следует учитывать, что на складах предприятий находятся существенные запасы продукции и упаковки, которые не соответствуют предлагаемым стандартам, добавил он. Поэтому технически переход возможен не раньше 2025 года. А в сложившейся ситуации колоссального роста себестоимости эти изменения могут привести к дополнительному подорожанию товаров.

Сама идея уберечь потребителя от недобросовестных производителей — хорошая, соглашается бизнес-аналитик с опытом работы в FMCG («Объединённые кондитеры», «Азбука Вкуса»), основатель консалтингового агентства «ОМ» Ольга Борисова.

Но, по ее словам, вопрос объема упаковки выходит далеко за пределы этики, необходимо учитывать и текущую экономическую ситуацию.

Сейчас, объясняет эксперт, многие производители жалуются на рост стоимости не только ингредиентов, но и обслуживания производственных линий. К тому же для ряда сельскохозяйственных культур текущий год был не самым урожайным и это тоже приводит к росту цен. И производителей, желающих сэкономить, в целом понять можно. Если запрет на уменьшенную упаковку введут, это повлечет за собой и увеличение стоимости потребительской корзины для россиян. Ведь производителям придется менять упаковочные линии, закупать новые, все это ляжет в себестоимость продукции.

Оптимальным выходом в данном случае Ольга Борисова видит не изменения ГОСТа, а сотрудничество бизнеса и государства. Возможно, это может быть снижение налогов на сумму выросших издержек для тех предприятий, которые сами контролируют объем своей упаковки.

Материалы по теме:
Промышленность, 25 окт 16:43
К 2030 году в России будет 48 центров производства БПЛА
Промышленность, 16 окт 17:22
Стабильность поможет сохранить норматив продаж на бирже
Промышленность, 27 сен 12:20
Как создаются дополнительные ценности для клиентов
Промышленность, 20 мая 14:15
Объем интернет-торговли в РФ в первом квартале увеличился на 39%
Свежие материалы
Зачем Минцифры нужны хранилища данных
Технологии,
Как в России вводят регулирование открытого кода
Lada разъезжается по миру
Промышленность,
ВАЗ сокращает присутствие на отечественном рынке из-за китайской экспансии
Нефти предсказали устойчивый спрос
В мире,
Россия сократила экспорт жидких углеводородов, но нарастила доходы от него