• USD Бирж 1.07 -10.32
  • EUR Бирж 12.55 -86.31
  • CNY Бирж 28.85 +-16.17
  • АЛРОСА ао 76.49 +-0.47
  • СевСт-ао 1880 +-5
  • ГАЗПРОМ ао 164.15 +-0.65
  • ГМКНорНик 156.4 +-0.34
  • ЛУКОЙЛ 7982.5 +-14.5
  • НЛМК ао 232.54 +-0.12
  • Роснефть 582.8 +-0.2
  • Сбербанк 309.29 +-0.18
  • Сургнфгз 34.29 +-0.08
  • Татнфт 3ао 721.3 +-3
  • USD ЦБ 91.78 92.01
  • EUR ЦБ 98.03 98.72
Эксперт меняется
Cобытия

Упаковке определят размер

Промышленность
Упаковке определят размер
Фото:Ведомости/ТАСС
Социально значимые продукты могут запретить упаковывать в тару меньше стандартного объема. В Минпромторге считают занижение объема упаковки манипулированием потребительскими ожиданиями. Ритейлеры возражают: они называют это нестандартным подходом и возможностью предложить рынку новые продукты.

Минпромторг рассмотрит поправки в техрегламент «О безопасности пищевой продукции». Если они будут приняты, производителям социально значимых продуктов питания запретят использовать упаковку произвольного объема. Как сообщают «Известия» со ссылкой на замминистра промышленности и торговли Виктора Евтухова, для таких продуктов будет возможна только упаковка со стандартным размером, например, 200 г, 500 г, 1 л, 10 шт. (яиц) и т.д.

Замминистра напомнил, что в начале ноября Генпрокуратура внесла поправки в ГОСТ «Требования к количеству фасованных товаров», который как раз предписывает производителям социально значимой продукции выпускать ее в стандартизированной упаковке. Однако сейчас исполнение этого документа добровольное. К тому же требованиям нужно соответствовать только в случае, если компания изготавливает продукцию по стандарту. Если товар сделали по техническим условиям, то продукцию можно фасовать в любую тару.

«Изменения нужны для того, чтобы перестать вводить в заблуждение потребителей, это серьезный шаг к наведению порядка в фасовке, — пояснил Виктор Евтухов. — Уменьшение производителями массы и количества товара без снижения, а то и с увеличением стоимости называют шкринфляцией. Этот способ, конечно, помогает изготовителям снизить свои издержки. Однако всё это делается за счет злоупотребления доверием потребителя. Многие из нас обнаруживают „усыхание“ привычных продуктов и товаров уже дома. И у подавляющего большинства спросом пользуется как раз традиционно расфасованная продукция, а не ее уменьшенные варианты».

Участники рынка заявили изданию, что различные манипуляции с упаковкой пищевой продукции, связанные с уменьшением веса, объема или количества еды, при сохранении прежней цены — распространенное явление на потребительском рынке. Однако мнения по этому поводу разошлись. Часть экспертов согласны с Минпромторгом и полагают, что подобный подход — это манипулирование потребителем. Однако представители ритейла называют подобный подход стремлением сделать новые интересные продукты. Они отмечают, что сведения об объеме продукта всегда можно найти на упаковке или ценнике, и потребитель сам выберет, какой именно объем он хочет приобрести. Это важно, к примеру, для покупателей с низкими доходами.

Кроме того, заявил «Известиям» исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков, в теории производители могут перейти на стандартные упаковки, но одномоментно перестроить производство под соблюдение этих требований невозможно: необходимы замена, перенастройка производственных линий, а также заказ новой упаковки, плюс выработка произведенной, а также согласование новых товарных позиций с ритейлом, что займет от 12 до 15 месяцев.

Плюс следует учитывать, что на складах предприятий находятся существенные запасы продукции и упаковки, которые не соответствуют предлагаемым стандартам, добавил он. Поэтому технически переход возможен не раньше 2025 года. А в сложившейся ситуации колоссального роста себестоимости эти изменения могут привести к дополнительному подорожанию товаров.

Сама идея уберечь потребителя от недобросовестных производителей — хорошая, соглашается бизнес-аналитик с опытом работы в FMCG («Объединённые кондитеры», «Азбука Вкуса»), основатель консалтингового агентства «ОМ» Ольга Борисова.

Но, по ее словам, вопрос объема упаковки выходит далеко за пределы этики, необходимо учитывать и текущую экономическую ситуацию.

Сейчас, объясняет эксперт, многие производители жалуются на рост стоимости не только ингредиентов, но и обслуживания производственных линий. К тому же для ряда сельскохозяйственных культур текущий год был не самым урожайным и это тоже приводит к росту цен. И производителей, желающих сэкономить, в целом понять можно. Если запрет на уменьшенную упаковку введут, это повлечет за собой и увеличение стоимости потребительской корзины для россиян. Ведь производителям придется менять упаковочные линии, закупать новые, все это ляжет в себестоимость продукции.

Оптимальным выходом в данном случае Ольга Борисова видит не изменения ГОСТа, а сотрудничество бизнеса и государства. Возможно, это может быть снижение налогов на сумму выросших издержек для тех предприятий, которые сами контролируют объем своей упаковки.

Материалы по теме:
Промышленность, 20 фев 17:20
Российским ритейлерам готовят площадки по всей стране
Промышленность, 15 фев 14:45
Российские интернет-магазины увеличили отправки за рубеж
Промышленность, 12 фев 18:03
Как бренды поднимают свою стоимость
Промышленность, 31 янв 14:35
Отечественные производители экипировки и оборудования теснят конкурентов
Свежие материалы
Городские СИМ-карты
Города,
Как в России открывают новый сезон электросамокатов
Социальное партнерство с искусственным интеллектом
Общество,
Как нейросети привлекают к решению общественных задач
Рынок акций встречает Первомай красным
Финансы,
Восходящий тренд Индекса Мосбиржи не закончен