Интервью

Вертолет испортил статистику

Подведены итоги безопасности полетов 2024 года

Вертолет испортил статистику
Фото: Егор Алеев/ТАСС
Росавиация проанализировала данные по количеству авиационных происшествий в 2024 г. и зафиксировал их рост относительно 2023-го. Представитель Росавиации подтвердил снижение показателей безопасности полетов, но обратил внимание, что его ухудшение связано с происшествиями во время выполнения работ на вертолетах (статистику серьезно ухудшила одна авария на Камчатке), тогда как на магистральных самолетах за год произошла лишь одна авария, да и та без жертв. В результате такой статистический показатель, как число погибших на миллион пассажиров, в 2024 г. оказался ниже среднего пятилетнего уровня.

Росавиация оценила безопасность полетов в гражданской авиации России в 2024 г. Количество авиапроисшествий выросло и в абсолютном, и в относительном выражении (на 100 тыс. часов налета воздушного парка), следует из данных ведомства. Этот обзор по безопасности полетов Росавиация распространила по руководителям компаний (копия документа имеется в распоряжении «Эксперта», его подлинность подтвердил близкий к правительству источник).

Происшествия с вертолетами преобладают по тяжести последствий, отмечает Росавиация: «Если в 2023 году при полетах на вертолетах погибли 10 человек (на самолетах — 2 человека), то в 2024 году при полетах на вертолетах погибли 32 человека (на самолетах — 4 человека)». Самым тяжелым происшествием стала катастрофа Ми-8 компании «Витязь-Аэро» на Камчатке (пилоты потеряли ориентацию в густом тумане, и машина столкнулась с сопкой), в которой погибли 22 человека: 19 пассажиров и три члена экипажа.

Росавиация спрогнозировала относительную аварийность в гражданской авиации по итогам еще не завершившегося 2024 г. Эта оценка исходит из количества аварий и жертв на каждые 100 тыс. часов налета и является более объективной, как уточняет само ведомство. Базовая предпосылка прогноза — рост налета парка воздушных судов по итогам года на 5% и количества перевезенных пассажиров на 6%. Главное из выводов, сделанных ведомством:

  • относительное число авиапроисшествий в 2024 г. составит 0,56 (тогда как среднее значение этого показателя за пятилетний период с 2018 по 2022 гг. — 0,45);
  • относительное число катастроф в 2024 г. — 0,21 (среднее пятилетнее значение — 0,18);
  • относительное число погибших (на 1 млн перевезенных пассажиров) в 2024 г. — 0,33 (среднее пятилетнее — 0,38).

Представитель Росавиации подтвердил, что в этом году наблюдалось увеличение числа авиапроисшествий. Это может быть связано с ростом налета воздушных судов, пассажирооборота и пассажиропотока авиакомпаний. Однако с самолетами массой более 5700 кг (магистральная авиация) на регулярных рейсах в этом году произошла лишь одна авария, в которой не было жертв. «Другие аварии произошли при осуществлении нерегулярных рейсов, в том числе в ходе выполнения авиаработ, существенное их число — на вертолетах», — подтвердил «Эксперту» представитель Росавиации Артем Кореняко.

Сертификаты на выполнение полетов у авиакомпаний, у которых произошли аварии или катастрофы, были аннулированы или приостановлены, добавил собеседник. Это, например, перевозчики «Витязь-Аэро» (туристический вертолетный оператор на Камчатке), «Вятка-Авиа» (экипаж выполнял в октябре санитарный рейс, и вертолет Ми-2 рухнул в лесу в Кировской области) и «Авиахим Югтост 26» (Ан-2 этой компании с парашютистами на борту совершил жесткую посадку в районе Ессентуков; позднее выяснилось, что компания имела право выполнять только лесоавиационные работы).

Причины авиапроисшествий с вертолетами


Среди причин авиапроисшествий с вертолетами наибольшее влияние в этом году оказывали отказы техники (3 авиапроисшествия, в 2023 г. происшествий из-за отказов не было), сообщает Росавиация. По предварительным результатам расследований, две аварии явились следствием отказа трансмиссии (с вертолетом Ми-171А2 авиакомпании «Баргузин» в сентябре и с «Ансатом» компании «Национальная служба санитарной авиации» в Нижегородской области в октябре), одна катастрофа произошла из-за отказа двигателя (с вертолетом Ми-8МТВ компании «Панх» в Пакистане в сентябре этого года). Отмечается, что авария с Ми-171А2 произошла впервые с начала эксплуатации этого типа вертолета в 2017 г.

По итогам анализа безопасности полетов Росавиация рекомендовала авиакомпаниям и организациям гражданской авиации изучить статистику и обозначенную тенденцию вместе с командно-летным, инструкторским, инспекторским составами, членами летных экипажей и инженерами, говорится в обзоре. Кроме этого, авиаперевозчикам рекомендовано провести дополнительную оценку эффективности принятых мер по выявленным факторам опасности, следует из документа.

«Увеличение количества тяжелых авиапроисшествий и числа погибших — очень негативный фактор, вызывающий тревогу, — отмечает исполнительный директор отраслевого агентства „Авиапорт“ Олег Пантелеев. — Но говорить о тенденции по результатам одного года — ошибка. Равно как было ошибочным говорить и о существенном повышении уровня безопасности полетов после двух относительно благополучных прошлых лет».

По мнению Олега Пантелеева, на рост аварийности вряд ли могли повлиять введенные в 2022 г. масштабные антироссийские санкции: «Допустим, когда вертолет столкнулся с поверхностью земли, — а это была одна из наиболее резонансных катастроф с большим количеством жертв (речь о катастрофе Ми-8 „Витязь-Аэро“ на Камчатке. — „Эксперт“), — на санкции это происшествие не спишешь». В целом, отмечает директор «Авиапорта», вертолетная техника комплектуется преимущественно агрегатами и системами отечественной разработки и во многих случаях отечественного производства, поэтому о влиянии санкций говорить не приходится.

«Проблемы с безопасностью полетов существовали еще задолго до введения санкций. И одной из главных проблем является деградация общей культуры безопасности полетов», — считает основатель сервиса безопасности полетов и сертификации RunAvia Андрей Патраков. В целом нужно больше внимания уделять персоналу авиаперевозчиков: их обучению, подготовке, контролю, считает Олег Пантелеев из «Авиапорта». Именно в этом, по его мнению, основной резерв повышения уровня безопасности полетов.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Промышленность, 13 авг 00:05
Счетная палата проверила федеральные агентства в сфере транспорта
Промышленность, 20 июн 00:23
Глава Росавиации Дмитрий Ядров о рынке авиаперевозок
Промышленность, 23 апр 12:45
В Подмосковье опробовали технологию предотвращения столкновения беспилотников
Промышленность, 17 окт 08:40
Кто конкурирует с Россией на мировом рынке СПГ
Свежие материалы
Шоу-бизнес ищет себя под рампой
Сергей Жуков, Баста и Александр Розенбаум осваивают театры
«Ясную поляну» присудили за «ясную позицию»
Культура,
Наталью Солженицыну наградили за издание литературного наследия мужа
МВФ предложили новую роль
Финансы,
Антон Силуанов указал на точки для развития международного фонда