Раскол и поляризация

Евгения Новикова
19 ноября 2007, 18:46

На внеочередных парламентских выборах в сербском крае Косово победила местная Демократическая партия во главе с Хашимом Тачи, известным борцом за свободу от Сербии. Он намерен провозгласить суверенитет 10 декабря вне зависимости от дипломатических усилий «тройки» посредников ООН. Но доказать единства нации по вопросу статуса Приштине не удалось. Край расколот по национальному признаку, атмосфера поляризована. ЕС просит конфликтующие стороны не расшатывать ситуацию.

По предварительным данным, явка народа на выборы составила около 43%. Демократическая партия Хашима Тачи получила 35% голосов. На втором месте — Демократический союз Косово президента автономии Фатмира Сейдию. У него 22%. Для сербского меньшинства, составляющего в крае около 100 тысяч человек, в парламенте была выделена квота в 10 депутатов. Но большинство сербов бойкотировали выборы. На севере, населенном в основном сербами, на избирательные участки явилось по 2--3 человека, не больше.   

Как заявил «Эксперту Online» Чрезвычайный и Полномочный Посол Сербии в РФ  Станимир Вукичевич, сербы не приняли участия в голосовании по ряду причин. Во-первых, 10 тыс. изгнанных из края православных не смогли вернуться в край, чтобы бросить в избирательные урны свои бюллетени. А это вопрос к администрации края, которая не обеспечила условий безопасности. Во-вторых, сербам просто «невозможно участвовать в выборах, где один из списков возглавляет Рамуш Хардинай, который является преступником». Бывший премьер Косово и бывший командир одной из группировок Освободительной армиии края Рамуш Хардинай обвиняется Гаагским трибуналом в 17 преступлениях против человечества, а также 20 нарушениях правил ведения войны во время боевых действий в крае в 1998–1999 годах. Согласно предварительным итогам выборов, его партия набрала 10% голосов. А это немалая поддержка, весьма оскорбительная для сербов.

Лидер победившей партии, Хашим Тачи, бывший полевой командир Освободительной армии Косово по кличке «Змей», уже в ближайшее время займет пост премьер-министра автономии. До войны на Балканах Тачи изучал философию и историю в университете Приштины. В 1993 году он переехал в Швейцарию и стал активным членом националистического движения косоваров. В Освободительной армии Косово он отвечал за доставку оружия и подготовку боевиков на территории Албании. В 1997 году сербский суд Приштины заочно приговорил его к десяти годам за терроризм. А в 1999 году его разглядели из Вашингтона. Именно Тачи в качестве главы албанской делегации смог убедить Запад, что единственное решение косовской проблемы – это бомбежки. После этого он занял пост лидера Освободительной армии Косово. «Партия Тачи – это "ястребы", партия войны, он выступал за создание военной организации, участвовал в подготовке натовской кампании, в ней самой и в чистке Косово от сербов», -- сообщил «Эксперту Online» Георгий Энгельгардт, эксперт по политическому исламу. Хотя, конечно же, соперники на парламентских выборах мало чем отличались: коллеги Фатмира Сейдию – не "ястребы", а политики, но к отделению Косово от Сербии относятся также бескомпромиссно. Тачи пользуется большим авторитетом у военного корпуса косовских албанцев и всего экстремистски настроенного населения. Тот факт, что большинство голосов получила его партия, свидетельствует о поддержке косоварами наиболее радикального и жесткого курса в отношении суверенитета.

Новый фаворит косовских албанцев уже сделал несколько резких заявлений. Независимость – «единственное решение» косовской проблемы, заявил сегодня Хашим Тачи. Он сказал, что «не ожидает компромисса» на ведущихся сейчас переговорах с Сербией. Правда, Тачи пообещал, что косовская сторона до 10 декабря «будет уважать повестку дня» «тройки» международной контактной группы (Россия, ЕС, США), которая готовит доклад по статусу края для генсека ООН. После этого «будет принято решение насчет независимости, и я ожидаю международную поддержку этому», прежде всего со стороны Вашингтона и Брюсселя, с которыми, по его словам, будут согласовываться шаги в этом направлении. 

ЕС, в свою очередь, попытался остудить победителя. «Тачи должен понимать разницу между оппозиционным политиком и ответственным премьер-министром», -- заявил сегодня в Брюсселе министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт, который в 1990-х годах был активным посредником на Балканах. «Косово уже сегодня фактически независимо от Сербии, но я не думаю, что косовары хотят быть независимыми от международного сообщества», -- сказал Бильдт. Он отметил, что эта чувствительная проблема в «хрупком» регионе требует «мягкого подхода, а не резких движений». Напомним, в странах ЕС до сих пор нет согласия по вопросу о статусе края. Ряд стран не желает поддерживать какое бы то ни было решение вне ООН. Бильдт потребовал от Тачи сконцентрироваться на объединении этнически разделенного края и предупредил, что любые поспешные движения могут привести к изоляции.

А глава представительства Еврокомиссии в РФ Марк Франко подвел итог, стараясь перевести тему выборов в дипломатическое русло: косовская проблема – «момент чувствительный и тонкий, и мы не оставляем надежды на то, что до 10 декабря будет выработано решение, которое устроит всех». «Тройка» посредников «активно работает над этим решением», указал он. «Поэтому давайте и дальше сохранять надежду, не отказываться от этой надежды, что устраивающее всех решение будет принято до 10 декабря», -- предложил Франко.

Итоги выборов в Косово не окажут влияния на результат работы «тройки», уверен посол Сербии в РФ Станимир Вукичевич. По его словам, накануне 10 декабря косовары специально затеяли внеочередные парламентские выборы, чтобы «продемонстрировать всеобщее единство народа и укрепить единство правительства», желая к 10 декабря получить крепкую политическую элиту в крае. Вместе с тем, отметил Вукичевич, косовское правительство не может быть сформировано до 10 декабря, потому что такова процедура формирования кабинета.

Несмотря на то что в глобальном контексте итоги выборов в крае решающего значения не имеют, Сербия не смогла промолчать. Белград готов предоставить краю наиболее широкую автономию по аналогии с моделью Гонконга, заявил президент Сербии Борис Тадич. «В Косово живет примерно два миллиона албанцев, которые нелояльны Сербскому государству. Но также и в Гонконге живут люди, которые не были лояльны к коммунистическому Китаю. Однако в Китае нашли возможное решение, которое не стало угрозой суверенитету страны», — отметил он. И в очередной раз заявил, что Белград опирается «на идею суверенитета под одной крышей, то есть государства, в котором можно разными способами регулировать отношения с краями, автономиями и этническими группами». «Сербия может рассматривать вопрос о флаге и гимне автономии, хотя этот вопрос не первый по важности. Может рассмотреть и вопрос о том, чтобы Косово имело свои спортивные футбольные представительства», — сказал Тадич. Он добавил, что «в мире есть немало примеров такого сотрудничества». Это, например, Уэльс, Шотландия, где «все имеют свои футбольные сборные».

Он категорически отрицает возможность образования независимого государства на территории Сербии: «Мы не приемлем ситуацию, когда разрушаются элементы международного права, и все должны понимать, что это опасно для региона и мира в целом».

В Сербии идет интенсивная дискуссия по поводу перспектив решения косовского вопроса и будущей жизни страны в Европе. Так, на минувшей неделе было подписано соглашение о начале процесса вступления Сербии в ЕС. Документ предусматривает возможность выделения Сербии экономической помощи для подготовки к интеграции. «Ряд сербских  политиков говорит о возможности полного бойкота косовского государства в случае его провозглашения. Он будет крайне болезнен для косоваров: значительная часть связей с внешним миром проходит через Сербию. Кроме того, в случае признания суверенитета края ряд сербских политиков готов отказаться от процедур европейского и североатлантического  партнерства», -- напоминает Георгий Энгельгардт. Пример тому – заявление Марко Якшича, члена сербской делегации на переговорах по Косово, единомышленника премьера Воислава Коштуницы. Он сказал, что если Вашингтон и европейские столицы признают независимость Косово, то в Сербии появятся российские военные базы. «Россия – наш стратегический партнер, она вкладывает средства в нашу экономику. Было бы безумием проводить антироссийскую политику. Однако в любом случае наши политические интересы схожи: мы против НАТО после бомбардировок 1999 года», – цитирует французская Le Figaro Душана Пророковича, госсекретаря сербского министерства по делам Косово.

Таким образом, дальнейшее продвижение в попытках решить косовский вопрос сдвигает Сербию,  настроившуюся было на европейскую интеграцию, на восток, ближе к России. И надо отдавать отчет, что окончательное решение о судьбе маленькой мусульманской провинции, живущей за счет внешней поддержки, экономической, политической и военной, будет принято не ее гражданами. «США до сих пор декларировали поддержку независимости, и радикального снижения тона не было. Но когда речь дойдет до конкретных решений, американцы будут рассматривать косовскую ситуацию в глобальном  контексте, в рамках "торговли" с Россией по поводу ПРО в Европе, Ирана  и т. д», -- уверен Энгельгардт.  

А положение Вашингтона ныне не слишком выигрышное: кроме косовского вопроса, где последней империи пока не удалось одержать победу, есть еще провальный Ирак, турецко-курдский конфликт, балансирующий на грани войны,  Иран, не дающий спокойно спать Белому дому, и, наконец, Палестина с Израилем, которых никак не заставишь подготовить хоть какой-нибудь приемлемый документ об урегулировании. На внешних фронтах США теперь не везет, и судьба Косово, как часто в большой политике, будет зависеть от случая.