Полоса для разбега

Москва, 24.01.2008
Пермский аэропорт Большое Савино увеличил пассажиропоток по итогам прошлого года в полтора раза. Виновниками торжества стали перевозчики федерального уровня, активно заходящие в регион. Впрочем, оказалось, что зайти в него мало – надо еще здесь удержаться.

В2007 году пермский аэропорт Большое Савино (входит в состав ФГУП «Пермские авиалинии», включенного в состав стратегических предприятий) увеличил пассажиропоток на 46% – до 542 тыс. человек. Этот небывалый показатель был достигнут как за счет увеличения числа рейсов перевозчиками (только S7 этой зимой увеличила количество рейсов до 29 в неделю), так и за счет новаторской ценовой политики. При покупке билета заблаговременно стоимость перелета Пермь–Москва–Пермь была сравнима со стоимостью поездки на поезде по этому же маршруту.

Напомним, что предпосылки таких результатов были накоплены в предыдущие годы. Так, в 2004 году краевая власть совместно с Минтрансом завершила один из своих масштабных проектов – реконструкцию взлетно-посадочной полосы аэропорта. Только после этого Большое Савино стало в состоянии принимать тяжелые Boeing, которые сегодня составляют значительную долю в парке большинства авиакомпаний. Результаты реконструкции не заставили себя долго ждать. К Перми – крупному городу, где живет около 900 тыс. человек, быстро проснулся интерес у авиаперевозчиков. Причем интерес не только к пассажироперевозкам, но и к пермским активам. В течение 2004-2006 годов периодически появлялись новости о покупке пермской авиакомпании ФГУП «Пермские авиалинии» (в состав предприятия структурно входит и аэропорт) – сначала «Аэрофлотом», затем «Уральскими авиалиниями» и, наконец, «Сибирью» (ныне S7 Airlines). В итоге «Сибирь» в 2006 году не купила, а взяла в аренду весь парк самолетов «Пермских авиалиний» (вместе с пилотами и бортпроводниками), получив таким образом не только пополнение своего парка, но и новую «перевалочную базу».

Результат не заставил себя ждать. Как отметил на декабрьской пресс-конференции в «Интерфаксе» генеральный представитель центрального регионального филиала S7 Airlines Александр Ларин, «только на самом популярном направлении Пермь–Москва за восемь месяцев прирост общего пассажиропотока составил 42%. Пермский край получил более 4 млн рублей налогов, расширение географии полетов, собственный летный отряд расширился и пересел на современные, в том числе и иностранные суда».

Еще один фактор, повлиявший на общий рост пассажиропотока, – рост объема международных перевозок на 70% за 2007 год. Это произошло за счет не только регулярных рейсов (из Большого Савина летает авиакомпания Lufthansa), но и благодаря чартерам, которые организуют местные туристические компании. Кроме того, в прошлом году на пермской земле попытались закрепиться еще два перевозчика – калининградский KDavia и московский «Атлант-союз» (владелец – правительство Москвы). И хотя им это удалось лишь частично, на рост потока они повлияли.

Примечательна история с «Атлант-союзом». Он довольно быстро сдал свои позиции. Возможно, на это косвенно повлияла история о 15-летнем мальчике, который якобы долетел от Перми до Москвы в крыле самолета этой авиакомпании. Впрочем, и сам аэропорт в отношении этого перевозчика не проявил особого дружелюбия. В августе 2007 года «Атлант-союзу» пришлось перекраивать расписание полетов и проводить обмен нескольких тысяч ранее проданных билетов. Причина – изменение расписания рейсов пермским аэропортом в связи с «невозможностью отправки рейсов „Атлант-союза” в заявленное время».

А 20 декабря этого года из Перми отправился первый рейс первого российского low-cost перевозчика Sky Express. «Мы поднимем пассажиропоток минимум на 50 тыс. человек в год при выполнении одного рейса в день, – сообщил руководитель пресс-службы Sky Express Виталий Коренюгин. – При выполнении двух рейсов (по направлению Москва–Пермь–Москва) поток вырастет минимум на 100 тыс. авиапассажиров». Таким образом, только Sky Express может увеличить пассажиропоток пермского аэропорта в 2008 году почти на 10%.

Что интересно, начало деятельности Sky Express на пермской земле тоже не обошлось без скандала. В роли «летающего мальчика» на этот раз выступил Ространснадзор. В ноябре 2008 года это ведомство провело проверку авиаперевозчика, в ходе которой обнаружило ряд нарушений. После того как было выдано предписание об их устранении, в Ространснадзор поступило анонимное обращение о более существенных недочетах в работе авиакомпании. В результате этого было принято решение о повторной, внеплановой проверке авиаперевозчика, которая и завершилась 20 января. Самое страшное, что грозит Sky Express, – это приостановление действия свидетельства эксплуатанта. То есть – запрет на полеты. В самой авиакомпании говорят, что все слухи об отзыве свидетельства – не что иное, как «черный пиар» со стороны конкурентов. Документ Ространснадзора, попавший в ряд центральных СМИ, по словам представителей авиакомпании, был разослан «в измененном виде с вновь зарегистрированного почтового ящика в одном из интернет-кафе».

Несомненные перспективы дальнейшего роста пассажиропотока заставляют региональную власть искать механизмы его оптимизации. Напомним, в конце 2007 года был проведен конкурс на разработку концепции развития аэропорта Большое Савино. Конкурс выиграл Государственный проектно-конструкторский и научно-исследовательский институт авиационной промышленности (Москва). Институт проведет анализ современного состояния аэровокзального и грузового комплексов аэропорта, их мощностей и соответствия международным рекомендациям. И составит прогноз объемов перевозок пассажиров и грузов до 2025 года.

Новости партнеров




    РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

    В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

    Люкс для регионов

    Международная гостиничная сеть Radisson Hotel Group считает Россию одним из приоритетных направлений для развития бизнеса. Компания планирует открывать новые отели, в первую очередь в регионах

    «В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

    Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга

    Умная квартира для умного города

    Умные технологии стремительно входят в жизнь. Сегодня искусственный интеллект может управлять не только домом и квартирой, но и целыми городами повышенной комфортности с комплексом инновационных инженерных решений

    Акции ММК сохраняют потенциал роста

    По мнению аналитиков, акции Магнитогорского металлургического комбината остаются недооцененными относительно конкурентов
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Доля сырья в российской экономике достигла абсолютного рекорда
      Впечатление, произведенное этим на Росстат, заставило его изменить методику
    2. Коронавирус: тревожная новость пришла из Китая
      Несколько дней назад появилась надежда на то, что коронавирус начал слабеть. Однако в конце недели в Китае произошел всплеск эпидемии.
    3. Коронавирус продолжает наступление на всех фронтах
      Эпидемия воздействует на все сферы жизнедеятельности людей, включая экономику.
    Реклама