"Лады" дорожают

2 июня 2008, 15:37

Сегодня АвтоВАЗ объявит об очередном повышении цен на свой модельный ряд, сообщает ряд российских СМИ. В среднем модельный ряд АвтоВАЗа вырастет в цене на 1,5%. Больше других подорожает «Нива», цена на которую поднимется на 5 тыс. рублей (сейчас стоит от 240 тыс. рублей). Остальные модели подорожают в среднем на 3 тыс. рублей.

Повышение цен на АвтоВАЗе объяснили необходимостью индексации зарплат сотрудникам, а также ростом цен на сырье, в частности на металл. Причем нынешнее повышение цен может быть не последним в 2008 году, но никаких прогнозов на эту тему на заводе не дали.

Между тем уже в скором времени можно ожидать подорожания автомобилей на 5–7%, считают специалисты аналитического агентства «Автостат» (Тольятти). Они говорят, что только за первые пять месяцев 2008 года стоимость холоднокатаного листа, который является основным материалом для производства автомобильных кузовов в России, выросла почти на 50%. А доля металлопроката в общей себестоимости производства автомобилей составляет порядка 10–12%.

По некоторой информации, АвтоВАЗ продолжит увеличение отпускных цен осенью. Напомним, в 2006 году руководство АвтоВАЗа также пыталось нивелировать падение рентабельности производства постоянным повышением отпускных цен. Тогда после последнего осеннего роста цен сбытовая сеть тольяттинского автогиганта испытала настоящий кризис продаж – к весне 2007 года товарные остатки на складах дилеров превысили 100 тыс. машин (по некоторым даннным, до 130 тыс.). Масштабные маркетинговые акции, рекламная кампания и (самое главное) 15-месячный мораторий на повышение цен позволили АвтоВАЗу решить проблему –летом 2007 года машины «расторговались».

В 2008 году продукция российского автогиганта дорожает уже в третий раз. 1 января в связи с переходом на экологические стандарты «Евро-3» АвтоВАЗ повысил цены на ряд моделей в среднем на 1,87 процента. Предыдущее повышение происходило в сентябре 2006 года.

С 1 мая 2008 года заводские цены на тольяттинские автомобили выросли на один процент. «Нива» стала дороже на 10 тыс. рублей, а другие машины Lada – на 2–3 тысячи рублей. Причинами майского изменения отпускной цены стала индексация зарплат сотрудникам, которую президент АвтоВАЗа Борис Алешин пообещал увеличить на 20%.

Отметим, вазовская топ-модель Priora уже сейчас стоит дороже конкурентов — от 286 760 рублей. Цена на Renault Logan начинается от 267 000 рублей, на Chevrolet Lanos — от 256 000 рублей. Правда, Lada Kalina (244 000–245 000 рублей) и Samara (216 000–217 000 рублей) АвтоВАЗа даже при подорожании все равно останутся самыми дешевыми машинами на рынке.

По словам Михаила Васильева, заместителя директора научно-исследовательского центра «Мир» (Самара), нынешнее повышение цен в первую очередь ляжет на дилеров. «У них сегодня весьма хорошая маржа, поэтому удорожание на 1,5 процента вряд ли отразится на конечных потребителях. Вот если автомобили подорожают, как прогнозируется, на 5–7%, тогда это может оказать влияние на рынок», – считает он. По его словам, повторения 2006 года пока не ожидается.

«Служба маркетинга АвтоВАЗа умеет учиться на своих ошибках, да и ситуация иная сегодня. Тогда они стремились получить прибыль во что бы то ни стало, сегодня — повышение оправданно, у них просто нет другого выхода. Что касается конкуренции с иномарками, то удорожание на 1,5–2% по Lada 2107 не страшно, эти машины все равно остаются в уникальной ценовой нише. Более дорогие модели рискуют больше, так как у них есть серьезные конкуренты», – уверен Васильев.