Загорелся и упал

Москва, 16.09.2008
Пермь ждет официальной версии катастрофы самолета, а пока обсуждает все существующие. Непонятных фактов много: неадекватность пилотов, взрыв двигателя в воздухе и почти не поврежденное железнодорожное полотно, на которое упал самолет.

Хронология событий

14 сентября в 1.12 по московскому времени самолет Boeing 737-500 (рейс СУ 821), арендованный авиакомпанией «Аэрофлот-Норд», следовавший рейсом Москва–Пермь, с 82 пассажирами и 6 членами экипажа вылетел из столичного аэропорта Шереметьево. Во время подготовки к полету никаких нештатных ситуаций не было. Лайнер вылетел с 12-минутной задержкой – сотрудники аэропорта ждали пятерых опоздавших, которые, к счастью для них, так и не успели попасть на этот рейс. Спустя два часа, в 3.10 по московскому времени, связь с пилотами пропала. Лайнер исчез с радаров, находясь на высоте 1800 метров. Еще через полчаса самолет рухнул на землю. Погибли все находившиеся на борту 82 пассажира (среди них было семь детей и один младенец) и 6 членов экипажа. В нескольких десятках метров в обе стороны от места крушения – спальные районы. С одной стороны – Крохалева, с другой – Стаханова. Boeing упал на железнодорожную ветку, из-за чего на некоторое время было приостановлено движение поездов по железнодорожной ветке Пермь–Екатеринбург.

Уже через 10--15 минут к месту крушения прибыли оперативные службы – пожарные, скорая медицинская помощь. По сообщениям очевидцев, в это же время на месте крушения появились мародеры. Поэтому район был оперативно оцеплен силами ОМОНа. На место происшествия прибывают министр общественной безопасности Пермского края Игорь Орлов и губернатор Пермского края Олег Чиркунов. Приступают к работе 150 следственных групп. По факту крушения самолета прокуратура возбуждает уголовное дело по статье «Нарушение правил перевозки воздушным транспортом».

Официальные версии

На данный момент следствие рассматривает около 10 версий происшедшего. В качестве основной причины катастрофы считается неисправность одного из двигателей самолета, которая привела к пожару на борту и падению лайнера. Вторая основная версия – человеческий фактор, то есть ошибка пилотирования. Версия теракта, интенсивно обсуждаемая на бытовом уровне, по словам министра транспорта России Игоря Левитина, полностью исключается.

Однако эту версию не спешат сбрасывать со счетов зарубежные специалисты. К примеру, израильское информационное агентство Debka опубликовало версию, выдвинутую представителями местных спецслужб, по которой ряд совпадений может указывать на теракт. Связь с лайнером прервалась в тот же момент, когда он исчез с экранов радаров. Несколько пассажиров, не менее пяти, имевших билеты на рейс, не поднялись на борт, следствие проверяет, был ли поднят на борт их багаж. На борту присутствовал герой чеченской войны, бывший командующий Северо-Кавказским военным округом, советник президента РФ генерал Геннадий Трошев. Самолет развалился на мелкие части, крупных фрагментов фюзеляжа почти не осталось. Это обстоятельство указывает на то, что самолет взорвался в воздухе.

Странности

Между тем в происшедшей катастрофе глазами обывателя можно отметить несколько необычных совпадений. Существуют три фазы полета – взлет, горизонтальный полет и посадка. Наибольшая нагрузка на двигатели приходится во время взлета. Здесь же самолет заходил на посадку – то есть фактически планировал, сбрасывая скорость. В таких условиях отказ одного из двигателей теоретически не может послужить причиной катастрофы – ведь остается второй, исправный двигатель, с которым вполне возможно осуществить посадку.

Версия человеческого фактора тоже выглядит неоднозначно. Пилоты, управлявшие самолетом, имели огромный опыт. Капитан судна -- Родион Медведев -- имел 4 тысячи часов налета. О 43-летнем втором пилоте Рустеме Аллабердине его коллега Радик Кутушев отзывается как о надежном товарище и первоклассном летчике. «Мы вместе учились, -- рассказывает Кутушев. – На АН-2 вместе начинали летать. Рустем был хороший семьянин. Не пил, не курил. И не мог жить без авиации – он прямо со школьной скамьи пошел в летное училище».

Не вносят ясности и показания руководителя полетами аэродрома Большое Савино в Перми Ирека Бикбова. Он утверждает, что диспетчеры столкнулись с признаками неадекватности пилота во время его общения с ними. В телефонном интервью Первому каналу диспетчер, который вел самолет почти до момента аварии, сообщил, что слова и действия пилота были противоречивы: «Я ему сказал: "По моим данным, вы набираете высоту. Подтвердите, что текущая высота – 900 метров". Он ответил: "Да, подтверждаю, но мы снижаемся". А сам в это время продолжал набор высоты 1200». «На высоте 1200 немножко приостановился. Уже была слишком большая высота, он был близко к аэродрому. Уже зайти на посадку с этого захода было невозможно. Поэтому я ему дал указание сделать повторный запрос, дал ему курс к третьему завороту. Экипаж принял указание, а сам его не выполнял. Я дал ему курс – правый поворот, а пошел влево. Я его спросил: "У вас все нормально?" Он сказал: "Да, подтверждаю"», -- рассказал Бикбов. «Я его отдал на связь другому диспетчеру, который управляет как раз на этом круге. Он на связь с тем диспетчером не вышел, а высота начала резко падать. И когда высота была примерно 600, я услышал крик: "Все, п..дец!" Я крикнул ему: "Сохраняйте 600". Он на это не отвечал, а потом через секунду я услышал вспышку. И там, в районе города, в одном из районов, такая вспышка и зарево. Я понял, что он уже упал, и быстро начал объявлять тревогу. Он ничего не успел сообщить. И он вел себя неадекватно. Он не выполнял команды. Возможно, что-то происходило, но он не хотел об этом сообщать». Как могли оба пилота – летчики высокой квалификации и с огромным опытом – впасть в состояние «неадекватности» и перестать выполнять указания диспетчерского пункта?

Все свидетели и очевидцы утверждают, что самолет загорелся и начал разваливаться уже в воздухе. Странно и то, что обломки были разбросаны на площади примерно в 10 тыс. кв. метров. Если бы самолет разбился от удара о землю, обломки лежали бы более компактно – достаточно вспомнить хотя бы аварию месячной давности в Мадриде, когда самолет упал с такой же примерно высоты – обломки там располагались более локально. Рельсы, на которые упал самолет, не были деформированы силой удара – это видно на телевизионных съемках и фотографиях с места событий. Каким образом самолет оказался над спальными районами, где трасса для захода на посадку вообще не пролегает, – тоже непонятно. По крайней мере, жители утверждают, что самолеты над их головами не летали никогда.

Наконец, надо отметить, что в зоне досягаемости самолета было крупнейшее пермское предприятие по переработке нефти – «ЛУКойл-Пермнефтеоргзинтез». Если бы самолет рухнул туда – последствия для города исчислялись бы уже не десятками, а десятками тысяч человеческих жизней. Вдобавок ко всему, катастрофа случилась в день рождения президента РФ Дмитрия Медведева.

Город скорби

Траур в России – событие, которое пережил каждый. Но одно дело, когда что-то случилось далеко и ты знаешь об этом лишь из сводок новостей. Другое дело – когда вот оно, рядом. Пермь вообще город тесный, здесь сложно пройти по центральным улицам и за день не встретить кого-то знакомого. Поэтому катастрофа на самом деле стала общим горем. И если на улицах говорят «самолет», «крушение» -- никто не спрашивает, какой самолет и что за крушение. Все всё знают, всем все понятно.

У кого-то в самолете летели родственники, у кого-то знакомые. Или знакомые знакомых. Кто-то жил или живет рядом с местом крушения. Кто-то должен был лететь, но опоздал или передумал. Катастрофа – главная тема обсуждения и на улицах, и в офисах, и в интернет-сообществе. На популярном пермском форуме Teron.ru идет обсуждение версий происшедшего. Там же пользователи выражают соболезнования семьям погибших. Группа социальной сети «В контакте», посвященная памяти о катастрофе, насчитывает уже больше 9000 человек. Город скорбит. Город ждет результатов расследования. И очень надеется, что назовут настоящую версию – какой бы она ни была.

У партнеров




    РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

    В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

    Люкс для регионов

    Международная гостиничная сеть Radisson Hotel Group считает Россию одним из приоритетных направлений для развития бизнеса. Компания планирует открывать новые отели, в первую очередь в регионах

    «В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

    Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга

    Умная квартира для умного города

    Умные технологии стремительно входят в жизнь. Сегодня искусственный интеллект может управлять не только домом и квартирой, но и целыми городами повышенной комфортности с комплексом инновационных инженерных решений

    Акции ММК сохраняют потенциал роста

    По мнению аналитиков, акции Магнитогорского металлургического комбината остаются недооцененными относительно конкурентов
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Коронавирус: глобальной эпидемии не будет
    2. Банкам умерят аппетит
      Кредитным организациям могут запретить наживаться на чрезмерных комиссиях
    3. Акции в небесах, нефть на дне
      Мировые фондовые рынки решили, что вопрос коронавируса исчерпан, и на них опять царит оптимизм. Под давлением остается лишь нефть. Но на самом деле все должно быть наоборот
    Реклама