Дорогие дороги

17 сентября 2008, 15:21

По итогам прошедших вчера и сегодня заседаний конкурсных комиссий Минтранса были определены участники открытых конкурсов на право заключения концессионных соглашений о финансировании, строительстве и эксплуатации на платной основе скоростной автодороги Москва–Санкт-Петербург (на участке 15–58 км) и нового выхода на МКАД с федеральной трассы М-1 «Беларусь».

Как говорится в сообщении Минтранса, конкурсные предложения по первому конкурсу подади два консорциума: ОАО «Столичный тракт», сформированный российской УК «Лидер» при участии Газпромбанка, «Стройгазконсалтинга», испанской FCC, австрийской Alpine и португальской Brisa, а также ООО «Северо-Западная концессионная компания», в которой участвуют французская компания Vinci и Eurovia. Конкурсное предложение по новому выходу на МКАД с трассы М-1 подало ОАО «Главная дорога», в которой участвуют УК «Лидер» вместе с FCC, Alpine и Brisa. УК «Лидер», будучи управляющей компанией НПФ «Газфонд» и ряда других крупных фондов, выступила организатором соглашения, учитывая мировую практику реализации концессионных проектов с активным привлечением средств пенсионных фондов. Итоги концессионных конкурсов планируется подвести до конца октября этого года. После этого еще шесть месяцев будет отводено на подписание концессионного соглашения и осуществление «финансового закрытия».

Как сообщил на брифинге заместитель министра транспорта РФ Александр Мишарин, общая стоимость строительства участка трассы Москва–Санкт-Петербург составляет 66 млрд рублей (изначально этот участок оценивался в 54 млрд рублей). Из них до 23 млрд рублей будет выделено из Инвестфонда России. Победитель конкурса получит участок в концессию на 30 лет. По данным газеты «Коммерсант», все оставшиеся участки трассы будут объединены в одну концессию и разыграны единым лотом на одном конкурсе, в котором концессионер первого участка будет иметь определенное преимущество. По словам Мишарина, названные участники представили различные параметры по бюджетному финансированию и средневзвешенному тарифу на проезд по платной дороге между двумя столицами. В частности, проект «Столичного тракта» предполагает выделение 19,8 млрд рублей бюджетных средств при средневзвешенном тарифе 4,5 рубля за один км пути. А «Северо-Западная концессионная компания» при более низком тарифе (3,6 рубля за км) просит из бюджета 23 млрд рублей. Если следовать стандартной логике принятия решений в правительстве, заявка консорциума во главе с УК «Лидер» выглядит предпочтительнее для бюджета. А значит, именно «Столичный тракт» имеет наибольшие шансы на победу в конкурсе.

Говоря о конкурсе на строительство нового выхода на МКАД федеральной автодороги М-1 «Беларусь» (в обход подмосковного Одинцово), Александр Мишарин сказал, что общий объем финансирования этого проекта составляет 25 млрд рублей. Предложение «Главной дороги» предполагает выделение из федерального бюджета 11 млрд рублей при средневзвешенном тарифе 4,2–4,9 рубля за один километр пути. «У "Лидера" одна интрига: либо он допущен, либо он не выполнил какие-либо условия конкурсной документации. У меня сегодня нет оснований полагать, что он не выполнил каких-то условий«, – сказал замминистра, комментируя тот факт, что конкурс по этому лоту будет фактически безальтернативным.

Между тем аналитики подчеркивают, что обнародованные проекты станут первыми платными автодорогами в России. «Участие в конкурсах европейских концессионных компаний – хороший знак. Потому что есть надежда, что они если и не сами будут строить дороги, то по крайней мере проследят, чтобы их наши дорожники построили нормально, без сужения и нормального слоя толщины асфальта», – отмечает ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. Он также добавляет, что риски двух проектов едины – долгое утверждение и согласование документации, нерегулярное финансирование строительства. Нельзя исключить и риски, связанные с изменением условий концессии и последующей эксплуатации дороги и прилегающей территории.

«У нас есть стойкое подозрение, что дорога эта нужна только для расходов государства. И для работы с этими деньгами. На самом деле достаточно организовать дорожное движение на выезде из Москвы и Петербурга и не заморачиваться новыми расходами. К примеру, достаточно посадить руководителей дорожных служб города Клина (Московская область) и сообщить, за что расстреляны, чтобы скорость движения по трассе Петербург–Москва выросла в разы. А префектам и мэрам Химок, Вышнего Волочка, Солнечногорска, Тосно и некоторых других точек поставить на вид – заставив судьбой руководства Клина задуматься о работе светофоров во ввереных городах и об организации движения на трассе, волею судьбы проходящей через эти города», – достаточно эмоционально отмечает аналитическое агентство Infranews.