«Молибден» требует доработки?

1 декабря 2008, 14:07

Причиной срабатывания системы пожаротушения на «Нерпе» стало включение аварийной сигнализации, полагают специалисты Амурского судостроительного завода (АСЗ). Они полагают, что матросу-контрактнику Дмитрию Гробову, которого подозревают в причастности к инциденту, не хватило опыта и информации о том, как работает система на АПЛ, он просто не знал, что сигнализация и подача газа для пожаротушения происходят одновременно. Правда, они не исключают, что матрос этими действиями просто «хотел обратить на себя внимание».

В то же время эксперты АСЗ не исключают, что причиной трагедии на лодке стал технологический сбой, сопряженный с человеческим фактором. Общекорабельная система «Молибден», которая включает в себя программное обеспечение для системы ЛОХ, требует доработки. «Прежде чем включить ЛОХ, нужно набрать восемь комбинаций цифр, девятая комбинация – это запуск системы пожаротушения, при которой срабатывает сигнализация „ревун” и происходит подача фреона. В современной системе „Молибден” разница между запуском „ревуна” и подачей фреона – 7 секунд. В старой системе сначала срабатывал „ревун”, потом следовала команда надеть защитные маски, после чего подавался газ», – говорят специалисты. «Молибден» сдали на независимую экспертизу. Возможно, система нуждается в доработке.

Между тем Военное следственное управление по Тихоокеанскому флоту предъявило обвинение матросу-контрактнику Гробову по части 3 статьи 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности двум или более лицам). Эта статья предусматривает наказание до пяти лет лишения свободы. В отношении него назначена судебно-психиатрическая и психологическая экспертизы.

Напомним, в результате срабатывания системы пожаротушения во время ходовых испытаний атомной субмарины «Нерпа» в Японском море 8 ноября 2008 года погибли 20 человек, из которых 12 – работники завода. Причиной смерти стал фреон, распространившийся в первом и втором отсеках подлодки. Этот газ используется на АПЛ для пожаротушения.

«Нерпа», на которой при ходовых испытаниях в Японском море произошла авария с гибелью людей, будет принята на вооружение Военно-морского флота, заявил начальник российского Генштаба генерал армии Николай Макаров. «В ходе испытаний эта АПЛ, несмотря на печальную аварию с гибелью людей, показала надежную работу всех узлов, агрегатов и систем управления, кроме, естественно, системы пожаротушения», – сказал он. Коснувшись несанкционированного срабатывания системы пожаротушения на подлодке, начальник Генштаба отметил, что «с этим вопросом в настоящее время разбирается компетентная комиссия представителей ОПК и Минобороны». «Думаю, в ближайшее время будут решены все технические проблемы, связанные с этой системой пожаротушения на подлодке», – сказал военачальник.

Несмотря на инцидент, Индия, похоже, не отказывается от идеи взять в лизинг эту лодку. Об этом пишет сегодня Times of India. Соглашение на сумму 26 млрд рупий (650 млн долларов) о завершении постройки подлодки проекта 971 (на фотографии) и передаче ее в аренду было подписано в 2004 году одновременно с заключением контракта на модернизацию ТАКР «Адмирал Горшков». Как планировалось, после завершения программы заводских и приемочных морских испытаний подлодка будет передана индийским ВМС в сентябре 2009 года и в течение десяти лет будет эксплуатироваться в соответствии с положениями лизингового контракта. МО Индии уже обратилось к судостроительному предприятию с просьбой продолжить испытания АПЛ.