Подвели под монастырь

6 февраля 2009, 09:44

Владивостокская епархия отказалась согласовать проект строительства одной из автодорог, предусмотренных планами подготовки приморской столицы к саммиту АТЭС-2012. Автомагистраль должна пройти прямо по территории Марфо-Мариинской женской обители в пригороде Владивостока, чем оказались недовольны как сами монахини, так и «топ-менеджмент» епархии. В ФГУ «Дальневосточная дирекция Росстроя», координирующем ход подготовки к саммиту, к претензиям епархии отнеслись со всей серьезностью. И вчера на заседании технического совета дирекции искали компромисс.

Речь в данном случае идет о строительстве мостовой эстакады с полуострова Де-Фриза через Амурский залив в район железнодорожной станции Седанка, где и располагается женский монастырь. Этот мост должен стать элементом так называемой дороги-дублера, ведущей от владивостокского аэропорта к самому городу. Строительство дороги поселок Новый—Де-Фриз—Седанка находится в стадии завершения проектирования, ведутся изыскательские и иные работы.

На том самом месте, в пригороде Владивостока, где вот уже более десяти лет находится Марфо-Мариинская обитель, с 1902 года располагалась загородная резиденция первого епископа Приморского и Владивостокского владыки Евсевия (Никольского). В 80-х годах XX века эта территория была возвращена Русской православной церкви. Теперь в качестве участка для установки мостовых опор ФГУ «Дирекция строительства дорог “Владивосток”» рассматривает часть территории монастыря. «Менее чем в ста метрах от планируемой новой дороги зажатым в кольце дорожной развязки окажется памятник культуры начала XX века — Архиерейское подворье», — сообщили в пресс-службе Владивостокской епархии. По словам настоятельницы Марфо-Мариинской обители игуменьи Марии (Пономаревой), под снос попадает значительная часть жилых и хозяйственных помещений монастыря. «Келейный корпус — основное место проживания 20 насельниц обители — предлагают ликвидировать или в лучшем случае оставить прямо под мостом. Все, что с таким трудом и немалыми затратами создавалось, просто затопчут в землю. Куда переселять людей? — недоумевает игуменья. — У нас нет места под строительство нового дома. Где мы возьмем средства для этого? Нам ничего не гарантируют в качестве компенсации. Поэтому монастырь практически будет разорен. В таких условиях здесь очень сложно будет как-то налаживать монашескую жизнь».

В связи с обращением Марфо-Мариинской обители на место будущей стройплощадки выехали представители дирекции строительства дорог «Владивосток», НПО «Мостовик» (Омск), а также проектировщики из хабаровского филиала «ГипродорНИИ». «В кратчайшие сроки проектной организацией подготовлены новые технические решения по строительству мостовой эстакады через Амурский залив, где максимально учтены требования православных. Изъятия земель Марфо-Мариинской женской обители будут минимальными, — сообщили в пресс-службе Дальневосточной дирекции Росстроя. — Планируется перенести ось трассы на максимально возможное расстояние от келейного корпуса монастыря, отказаться от съезда в районе пересечения с железной дорогой… Перепроектирована транспортная развязка с улицей Маковского. Планируется изъятие на время строительства земельного участка ориентировочно площадью 0,3 га, на котором в данный момент нет никаких строений и который сегодня используется как пастбище для коров». Проектировщики заявили о готовности перенести на несколько метров трассу и избежать сноса келейного корпуса.

Эти альтернативные решения в четверг обсуждались на техническом совете в дальневосточной дирекции Росстроя. Однако при всех предложенных поправках автодорога все равно будет проходить в десяти метрах от келейного корпуса, с чем не смогла согласиться игуменья Мария, принявшая участие в заседании вместе с архиепископом Владивостокским и Приморским Вениамином. Директор департамента дорожного хозяйства Приморского края Леонид Вильчинский, однако, дал понять, что «убрать трассу из этого района невозможно, потому что придется либо закрывать туберкулезный диспансер и использовать под строительство зеленую зону диспансера, либо прорубать в сопке тоннель и сносить десяток жилых домов, что заметно повысит стоимость трассы». «Мы не можем переносить трассу — она утверждена генеральным планом Владивостока. Не можем и значительно увеличивать стоимость. Министерство регионального развития РФ не пойдет на это. Тем более что только возведение эстакады вместо насыпи и так увеличивает стоимость проекта на несколько сотен миллионов рублей», — считает и первый заместитель генерального директора дальневосточной дирекции Росстроя Виктор Мясник, предложивший продолжить поиск альтернативных технических решений и дать на это проектировщикам еще неделю.

Впрочем, возможен и еще один вариант развития событий, при котором вопрос решится сам собой. В ходе январского визита во Владивосток заместитель министра регионального развития РФ Николай Ашлапов на пресс-конференции не исключил, что от строительства моста с полуострова Де-Фриза на Седанку через Амурский залив вообще придется отказаться, ограничившись возведением к саммиту АТЭС двух других мостов — через бухту Золотой Рог в самом центре Владивостока и через пролив Босфор-Восточный на остров Русский, где должен пройти саммит. Однако на данный момент, как заверили «Эксперт Online» в пресс-службе дальневосточной дирекции Росстроя, все запланированные объекты в программе остаются, подготовка к саммиту идет по графику.