В поисках замены АвтоВАЗу

Вадим Пономарев
26 января 2010, 19:03

Правительство Самарской области рассчитывает, что добыча нефти в регионе до 2015 года увеличится в полтора раза – с 11 до 16 млн тонн в год. Такие цифры прописаны в стратегии развития нефтехимического комплекса губернии. Однако эти планы, скорее всего, наткнутся на стойкое противодействие главного самарского нефтедобытчика – госкомпанию «Роснефть».

«Н ефтяную» стратегию самарское правительство утвердило на прошлой неделе. Документ прописывает, что до 2015 года в отрасль будет привлечено более 168 млрд рублей инвестиций, включает 42 крупных инвестиционных проекта, которые, по мнению чиновников, содержатся в бизнес-планах развития нефтехимических компаний, работающих в губернии. Один из важнейших ориентиров этой стратегии: увеличение за предстоящую пятилетку ежегодной добычи нефти на территории региона до 16 млн тонн (с нынешних 11 млн) и доведение глубины ее переработки до 81-83% (сейчас – от 60% до 77% на трех НПЗ). При этом, по мысли региональных чиновников, местные нефтеперерабатывающие заводы будут производить почти в два раза больше бензинов и в 1,3 раза – дизельного топлива, а сами нефтепродукты будут выпускаться в стандарте «Евро-5».

Намерения благие, тем более что опереться региональной экономике, кроме как на нефть, в среднесрочной перспективе не на что. Ведь основной налогоплательщик Самарской области – АвтоВАЗ, несмотря на массированные федеральные вливания, по-прежнему уверенно сползает в финансовую пропасть. И в этой ситуации ставка на нефть и ее дальнейшую переработку – то есть то, с чего 70 лет назад начиналось благосостояние региона, – кажется вполне оправданной.

Но это только на первый взгляд. Действительно, Самарская область является одним из старейших нефтедобывающих регионов страны: добыча «черного золота» началась здесь еще в 40-е годы прошлого века. Пик ее пришелся на 1971 год, когда нефтяники извлекли из недр 35,5 млн тонн нефти. Затем ежегодная добыча упала до 10-11 млн тонн в год, что специалисты считают экономически обоснованной цифрой для истощенного (с точки зрения добычи нефти) региона. Правда, во времена, когда основной нефтедобытчик – «Самаранефтегаз» (СНГ, добывает около 90% всей нефти региона) – принадлежал печально известному ЮКОСу, он как-то пару лет добывал почти по 13 млн тонн нефти в год. Но такие рекорды контролирующие органы посчитали нарушением лицензионных соглашений, за что управляющий СНГ Павел Анисимов в период «дела ЮКОСа» жестоко поплатился.

В мае 2007 года СНГ купила государственная «Роснефть» (РН). После чего президент компании Сергей Богданчиков неоднократно подчеркивал, что рубеж в 10-11 млн тонн считает «экономически оптимальным» для своего самарского нефтедобывающего подразделения. В прошлом году под руководством «Роснефти» СНГ добыл 10,09 млн тонн нефти, план на 2010 год также установлен в 10 млн тонн. Получается, что для добычи запланированных самарскими властями еще 5-6 млн тонн нефти им придется привлекать других игроков.

Таковые есть. И главный из них – татарстанская «Татнефть» (ТН), которая уже не первый год пытается восполнить падающую добычу на республиканских месторождениях покорением новых запасов на соседних территориях, в том числе в Самарской и Оренбургской областях. У региональной власти есть все возможности вести эту игру: только она в условиях нового законодательства может быстро решить вопрос с многочисленными собственниками земли, под которыми расположены нефтяные месторождения.

Однако в руках «Роснефти» находится мощный рычаг воздействия на региональные власти – инвестиции в три своих нефтеперерабатывающих завода, расположенных на этой территории. «Если говорить о нефтепереработке, то рост инвестиций произойдет в разы. Это связано с программой модернизации нефтеперерабатывающих мощностей в Сызрани, Самаре и Новокуйбышевске. В текущем году мы создали предпосылки для ввода нескольких установок производства практически всего дизельного топлива, производимого в Самарской области, по евростандартам. Мы будем вкладывать значительные средства в модернизацию этих предприятий вплоть до 2014 года. В каждый из заводов мы планируем вложить по 1 млрд долларов», – заявил в конце прошлого года Богданчиков. Конечно, подобные заявления руководителями отечественных нефтяных компаний делались не раз. После чего с той же периодичностью нивелировались очередным переносом технических регламентов на новые нефтепродукты европейского стандарта на более позднее время. Однако если к 2014 году российская нефтепереработка действительно будет вынуждена перейти на стандарты «Евро-4» и «Евро-5», то объявленные Богданчиковым 90 млрд рублей инвестиций в три самарских завода действительно окажут существенное влияние на экономику области (для сравнения: в прошлом году «Роснефть» заплатила на территории региона 18,2 млрд рублей налогов).

Стремление региональных властей Самарской области одновременно двигаться в двух направлениях – сохранять хорошие отношения с «Роснефтью» и увеличивать объемы нефтедобычи на своей территории – пока приводит к тому, что деятельность «Татнефти» в губернии периодически «притормаживается», причем в ряде случаев даже без вмешательства из Самары. Зато добывающая «дочка» «Роснефти» методично скупает в регионе новые нефтяные месторождения – в 2009 году, например, на аукционах здесь были приобретены четыре нефтеносных участка с суммарными извлекаемыми запасами нефти до 1,5 млн тонн: Чулпанский, Байкальский, Многопольский и Рудниковский. На самом деле запасы там, видимо, гораздо больше. Так, Чулпанский участок выставлялся на аукцион с официальными запасами (категория С1) 13 тыс. тонн, а после его покупки выяснилось, что СНГ, по результатам сейсморазведки еще 2006 года, оценивает запасы этого участка минимум в 117 тыс. тонн нефти.

Намерение правительства региона увеличить к 2015 году добычу нефти в регионе до 16 млн тонн нефти в год может означать, что губернатор Владимир Артяков ради пополнения регионального бюджета (по сравнению с 2008 годом он «похудел» на треть – доходная часть была сокращена с 82,5 млрд рублей до 57 млрд, а расходная – с 92,8 млрд рублей до 66,4 млрд) решился на обострение отношений с главной государственной нефтяной компанией. Будет это обострение «легким» или «тяжелым», зависит не только от аппетитов и веса двух сторон, но и от позиции соперника «Роснефти» в этом регионе – «Татнефти». Сегодня мало кто сомневается в том, что с приходом на пост президента Татарстана нынешнего премьера республики Рустама Минниханова главный нефтедобытчик республики усилит «нефтяной натиск» на соседние территории.