«Антинародный» поезд

Алексей Клепиков
27 апреля 2010, 18:01

На скоростной поезд «Сапсан», начавший курсировать между Москвой и Петербургом, в декабре прошлого года, по данным МВД России, произошло уже больше десятка нападений. Впрочем, неприятности со скоростным поездом происходят и техногенного характера. «Сапсан» стал своего рода Чубайсом 1990-х годов – он аккумулирует недовольство бедного населения богатым. Против поезда развязана настоящая партизанская война.

П

ресс-служба ОАО «Российские железные дороги» сообщила о новых атаках на скоростной поезд «Сапсан», курсирующий уже более четырех месяцев между двумя российскими столицами. Монополия отреагировала на новое происходящее с «Сапсаном» с большим — десятидневным — опозданием, но информация РЖД все равно впечатляет: за двое суток на поезд было совершено три нападения. В субботу, 17 апреля, в 14.30 на перегоне Дорошиха—Лихославль Московского отделения Октябрьской железной дороги при следовании «Сапсана» неизвестными лицами были разбиты внешние стекла в двух вагонах (никто из пассажиров не пострадал). В этот же день в 16.30 на перегоне Тверь—Редкино на рельсы было уложено четыре камня (поезд проследовал без повреждений). А в воскресенье, 18 апреля, в 8.10 на перегоне Лихославль—Калашниково неизвестными лицами были разбиты внешние стекла в двух вагонах и наружное стекло входной двери в вагоне №2. Опять же обошлось без пострадавших, отмечается в сообщении пресс-службы РЖД. Компания выразила обеспокоенность в связи с участившимися случаями вандализма в отношении поездов «Сапсан» и напомнила, что «за совершение подобных противоправных действий граждане могут быть привлечены к административной и уголовной ответственности (в частности, по ст. 213 “хулиганство” и ст. 214 “вандализм” УК РФ)».

Всего нападений на «Сапсан» было уже не меньше десятка — в поезд летали и камни, и куски льда, и даже пневматические пули. В начале 2010 года правоохранители задержали жителя Тверской области, ранее судимого Михаила Самарцева. Он, прилично выпив, 12 января разбил куском льда окно скоростного поезда, когда тот приближался к станции Вышний Волочек. По словам мужчины, он бросил в поезд лед «из ненависти и мести», так как однажды «Сапсан» «сдул его волной воздуха в сугроб». Самарцеву предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 214 УК РФ (вандализм). Ущерб от действий «обиженного» мужчины составил около 100 тыс. рублей.

Местные жители, недовольные «Сапсаном», вооружились не только глыбами льда, но и оружием. Так, 6 апреля неподалеку от станции Фарфоровская милиция задержала двух жителей Ленинградской области 46 и 47 лет, которые обстреляли «Сапсан» из пневматической винтовки. «Расположившись на железнодорожной насыпи, мужчины пристреливали новую винтовку, целясь в пролетавший мимо них поезд», — сообщило Северо-Западное УВД на транспорте. До того, как милиционеры задержали мужчин, они все же успели повредить один из вагонов. Что двигало хулиганами — ненависть или обыкновенное баловство, пока неизвестно.

Это пока, слава богу, не терроризм. Но хулиганство или вандализм, о которых говорят в пресс-службе РЖД, это как минимум. 11 апреля поезд встал посреди пути — произошел обрыв контактного провода. И такие техногенные катастрофы «Сапсан» переживал уже тоже не раз. Например, в разгар зимы отрегулированные в теплом депо двери забарахлили на морозе. Потом вылетели два конденсатора из второго вагона, что в итоге привело к опозданию всего состава.

Можно заключить, что жители Ленинградской, Новгородской, Тверской и Московской областей, по территории которых следует поезд, объявили составу настоящую партизанскую войну. И беда «Сапсана» не только в том, что он, как утверждают местные жители, является «поездом для богатых», что раздражает жителей этих регионов. Поезд, летящий беззвучно с почти самолетной скоростью, сражает жителей этих регионов наповал, зачастую в прямом смысле. Жертвами «Сапсана» стали уже как минимум трое россиян, заявил недавно заместитель начальника департамента обеспечения правопорядка на транспорте МВД России Александр Бревнов. По его словам, причина всех инцидентов в том, что скорость движения поезда очень высока, передвигается он практически бесшумно, а специальные переходы над путями подчас расположены неудобно, и местные жители вынуждены переходить пути в неположенных местах. «Министр транспорта Левитин уже предлагал полностью отделить “Сапсан” от остальных железнодорожных путей, сделать выделенную полосу движения. В этом я с ним солидарен», — завил Бревнов.

«Поезд “Сапсан” — новое явление в нашей стране, — парировал глава комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев. — А люди у нас привыкли переходить железнодорожное полотно там, где это удобно, а не там, где оборудованы специальные переходы». Васильев подчеркнул, что необходимо учитывать то, что «поезд двигается очень быстро и практически бесшумно», и добавил, что травмы, в том числе и смертельные, связаны не с попаданием людей под колеса поезда: «Чаще всего людей сбивает с ног воздушной волной от прохождения скоростного состава».

«Сапсан» не только убивает людей воздушной волной. Он не просто изменил, а буквально покалечил расписание движения электропоездов. Петербургского направления это касается в меньшей степени, а вот в Тверской и Московской областях это превратилось в настоящую катастрофу. Скажем, в Тверской области из-за «Сапсана» отменены несколько электричек до областного центра, Москвы и Бологого. Это лишает тысяч людей гарантированного проезда до места работы. За жителей своего региона даже вступился губернатор Дмитрий Зеленин. Он заявил о нарушении прав земляков, связанных с началом эксплуатации «Сапсана» на участке Москва—Санкт-Петербург. «Движение скоростного поезда “Сапсан” нарушило расписание электричек. И кроме того обострило проблему безопасности. Считаю, это ущемляет права жителей области. И это недопустимо», — заявил губернатор.

Как бы там ни было, появление «Сапсана» породило доморощенный терроризм не только на Кавказе, но и в центре страны. Во многом этому способствует и политика РЖД. Запуская «Сапсаны», РЖД отменили многие бюджетные поезда, например, «Юность». А на днях компания сообщила, что в преддверие майских праздников увеличивает количество «Сапсанов» с пяти до шести в день. Это вызвало настоящую бурю возмущения у москвичей и петербуржцев, привыкших преодолевать расстояние между двумя столицами за скромные средства. Они считают, что РЖД следует запустить не дополнительные «Сапсаны», а дополнительные бюджетные поезда.