Вирус медиа

Валентин Мальцев
27 мая 2010, 15:41

Старейшая интернет-компания мира America Online меняет стратегию развития: теперь она стремится стать одним из главных поставщиков новостей и уникального контента.

По словам генерального директора AOL Тима Армстронга, компания собирается сконцентрироваться на производстве местных новостей, которые интересны жителям отдельных регионов, — занять таким образом нишу, которой, в общем-то, весьма слабо интересуются крупнейшие медийные компании.

В рамках новой стратегии AOL недавно приобрела за 50 млн долларов сервис локальных новостей Patch, который занимается распространением новостей среди узких групп интернет-пользователей — например, для жителей района Бронкс в Нью-Йорке. Также компания запустила «фабрику контента» Seed.com — это сайт специализированных новостей для представителей разных профессий: литераторов, режиссеров, художников и т. п. Новости AOL собирается делать по новому оригинальному принципу: высококлассные журналисты, работающие в штате компании, будут собирать новости от репортеров-любителей, сортировать их, редактировать и добавлять фактуры. В компании в настоящий момент работают 4 тыс. журналистов, 500 из них — те самые «офисные профессионалы». 3500 человек работают вне штата или неполный рабочий день. Эксперты отмечают, что в октябре прошлого года в составе AOL работали около 3 тыс. журналистов.

Если бы местные новости «с нуля» собирали профессионалы, они бы стоили очень дорого, а так, предполагает руководство AOL, дорогой контент будет добываться с минимальными усилиями. Затем над статьями будут работать профессионалы интернет-технологий — они будут оптимизировать статьи для поисковых систем. Сейчас компания пытается извлечь максимальные дивиденды от симбиоза «гражданской» и профессиональной журналистики. Корреспондентов-любителей, собирающих новости на местах и отдающих их в редакцию AOL News, будут поощрять небольшими премиями. Они, как рассчитывают в компании, избавят репортеров-профессионалов от необходимости искать информационные поводы и «привяжут» к их офисному креслу. Штатные сотрудники компании после получения новостей от любителей извне будут обзванивать всех заинтересованных лиц, экспертов и грамотно составлять аналитические тексты.

Определенные результаты такая стратегия уже дает. По данным Nielsen Online, средний пользователь AOL News проводит на сервисе 16 минут 49 секунд, в то время как посетитель Yahoo News задерживается на нем на 14 минут и 32 секунды. Почти 15 минут проводит на NYTimes.com поклонник этого ресурса и 26 минут — поклонник CNN. Так что AOL уже заняла достойное место среди американских интернет-СМИ. Тим Армстронг в интервью газете US News заявил, что сейчас его задача — собрать под своим началом лучших журналистов в мире, применить самые продвинутые технологии продвижения контента и полностью изменить бизнес-модель интернет-СМИ. Задача, конечно, амбициозная, но отнюдь не нерешаемая.

В конце мая холдингу America Online исполнилось 25 лет, и этот юбилей, надо сказать, был немного мрачноватым. Из-за непрекращающихся в последние годы убытков AOL отделили от медийного холдинга Time Warner, дабы она не портила ему финансовую отчетность. Что интересно, Time Warner — именно медийный холдинг, который владеет компанией Time Inc., журналами People и Sports Illustrated, кинокомпанией Warner Bros., телеканалами CNN, системой кабельных ТВ Cartoon Channel и др. Возможно, от своего «папы» провайдер и заразился медийным вирусом. AOL такая «пилюля», похоже, пошла на пользу: в четвертом квартале 2009 года компания сумела получить прибыль в размере 1,2 млн долларов. Для сравнения: за последние три месяца работы 2008 года убыток корпорации составил 2 млрд долларов. Выручка, правда, продолжала падать: в четвертом квартале она составила лишь 809,7 млн долларов. По итогам всего прошлого года доход компании снизился на 22% и составил лишь 3,26 млрд долларов. В конце прошлого года компании пришлось уволить 1100 человек, а в январе 2010-го — еще 1200. Последние несколько лет дела шли из рук вон плохо.

AOL завоевала популярность в США тем, что стала одним из первых интернет-провайдеров в стране, а затем, в конце 1990-х — начале 2000-х годов, когда интернет-сервисов становилось все больше, стала их скупать один за одним. Многие из них она сегодня продает — например, российской DST был продан сервис по мгновенному обмену сообщениями ICQ. Социальную сеть Bebo и вовсе пришлось закрыть: покупателя на нее не нашлось. И вот сейчас некогда могущественный провайдер собирается экспериментировать в области СМИ.

Между тем рынок традиционных и электронных СМИ сейчас имеет определенные проблемы. Крупнейшие печатные СМИ терпят убытки и сокращают персонал, так как интернет сначала сократил их тиражи, а затем кризис привел к резкому сокращению количества рекламодателей. В США доходы СМИ от рекламы снизились, по разным оценкам, на 20–50%, а тиражи ведущих СМИ снизились более чем на 10%. И в будущем эти тенденции только усилятся. В случае с электронными газетами и журналами наблюдается другая проблема: инерция рекламодателей, которые все еще не готовы платить за баннеры в Сети те же деньги, которые всегда платили за модульную рекламу в печати. Вдобавок в интернете контент для пользователя главным образом бесплатен, а потому на распространении информации как таковой заработать тоже нельзя. Однако медиагиганты все активнее начинают пробовать различные модели платного доступа к материалам: Times, Financial Times и The Wall Street Journal уже делают закрытым доступ к некоторым из своих статей.