Грузовики подождут

11 июня 2010, 17:21

Минпромторг РФ не планирует распространять программу по утилизации автомобилей на грузовики, заявил сегодня глава ведомства Виктор Христенко журналистам в кулуарах Российской национальной выставки в Париже. «Пока нет. Это не очевидная тема», – сказал он, добавив, что на данном этапе главной задачей министерство видит отработку всех механизмов программы для легковых автомобилей.

Напомним, что программа по обмену старых легковых автомобилей на новые стартовала 8 марта и изначально была рассчитана до 1 ноября. Ее бюджет в 10,5 млрд рублей был зарезервирован под выдачу 200 тыс. сертификатов стоимостью 50 тыс. рублей (их можно было использовать в качестве взноса за новую машину). Но ажиотажный спрос породил ситуацию, при которой, по состоянию на сегодняшнее утро, сертификатов утилизации осталось 5075 штук. Дилеры, участвующие в программе, ежедневно выдают более 2,5-3 тыс. сертификатов, поэтому аналитики агентства «Автостат», например, уже констатировали, что эксперимент закончится через несколько дней. На начало июня по сертификатам было продано 65 тыс. машин. Оставшиеся сертификаты, по словам Виктора Христенко, будут отоварены к сентябрю. Между тем еще неделю назад премьер-министр России Владимир Путин заявил, что в 2010 году правительство выделит дополнительно 10 млрд рублей на программу утилизации автохлама. Таким образом, если условия эксперимента не изменятся, обещанных премьером 10 млрд должно хватить еще на 200 тыс. утилизационных премий.

Эта программа изрядно оживила застоявшийся автомобильный рынок. АвтоВАЗ, например, только за первые двадцать дней ее действия смог почти вдвое увеличить объем продаж – с 20 тыс. в феврале до 34 тыс. машин в марте. Поэтому Ассоциация международных автомобильных перевозчиков уже в апреле направила в Госдуму предложение утилизировать по такому же принципу и грузовые автомобили возрастом старше 15-20 лет – с компенсацией их владельцам 120 тыс. рублей. Утилизации предлагалось подвергнуть грузовики возрастом старше десяти лет с двигателями стандарта «Евро-1» или ниже в обмен на машины, соответствующие нормам «Евро-4». По словам президента ассоциации Евгения Москвичева, в России сейчас из 1 млн грузовых автомобилей более половины имеют возраст свыше 15 лет. Ежегодно в рамках программы можно было бы обновлять около 10% автопарка. КамАЗ, в свою очередь, предложил принимать на утилизацию грузовики старше 20 лет и массой более 10 тонн в обмен на скидку в 180-200 тыс. рублей. Эту идею через правительство сейчас продвигает один из стратегических акционеров КамАЗа – госкорпорация «Ростехнологии». Об этом же – распространить программу по утилизации на грузовые автомобили – просил и президент Татарстана Рустам Минниханов на встрече с Путиным в начале мая.

Вдохновленный результатами программы утилизации легковых машин концерн «Тракторные заводы» Михаила Болотина запустил собственную программу по обмену старых сельскохозяйственных комбайнов на новые. Но отличие этой программы по утилизации от того, что делает правительство, – в том, что в ней нет федеральных денег – только деньги «Тракторных заводов» и региональных бюджетов. Производители же грузовиков, то есть не личного, а коммерческого транспорта, рассчитывают именно на деньги бюджета. Поэтому глава Минпромторга еще раньше заявлял, что уместнее будет программа специфических для этого сегмента мер: налоговое стимулирование, ограничение предельных сроков эксплуатации старых автотранспортных средств и т. д. А может быть, в ведомстве рассчитывают, что отечественные автозаводы, производящие грузовой транспорт, сами способны справиться с падением спроса на их продукцию.

КамАЗ, например, за первые четыре месяца этого года действительно увеличил выпуск грузовиков и шасси на 28% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 9,6 тыс. штук и даже открыл в Индии сборочное производство автомобилей мощностью 5 тыс. штук в год. На первом этапе там предполагается освоить сборку нескольких моделей бортовых автомобилей и строительных самосвалов на шасси «КамАЗ-6540» с правосторонним расположением руля, а также выпуск магистральных тягачей «КамАЗ-5460». Однако это не спасло его от убытков – за первый квартал этого года чистый убыток предприятия по РСБУ составил 136,8 млн рублей. Это в 12 раз меньше, чем за аналогичный период прошлого года (1,7 млрд рублей), но все равно не прибыль.