Авиастар «тяжелеет»

Москва, 23.11.2010
Генеральный директор одного из основных отечественных авиастроительных заводов «Авиастар-СП» (Ульяновск, входит в Объединенную авиастроительную корпорацию — ОАК) Сергей Дементьев заявил журналистам, что с 2016 года основной продукцией, выпускаемой его предприятием, станут тяжелые транспортные самолеты.

Фото: ИТАР-ТАСС

Сейчас основу производственной программы «Авиастар-СП» составляет производство гражданского среднемагистрального лайнера Ту-204. Цеха завода рассчитаны на выпуск 50 самолетов такого типа в год, но в настоящее время в производстве находятся 13 лайнеров Ту-204 различных модификаций в разной степени готовности. Главная причина этого в том, что, несмотря на призывы «покупай отечественное», российские авиаперевозчики по-прежнему стараются пополнять парк своих машин за счет европейского Airbus и американского Boeing. Глубоко же модифицированная версия «тушки» под названием Ту-204 СМ, которая могла бы составить достойную конкуренцию тому же Airbus A321, во–первых, опоздала на рынок минимум лет на пять, во-вторых, оказалась дороже, чем планировалось.

Первый серийный Ту-204 СМ «Авиастар-СП» начал делать в августе прошлого года. При аналогичном качестве и комфорте стоимость этих машин должна была стать на 15–20% ниже западных аналогов. Контракт на поставку первых 15 машин заключила авиакомпания «Атлант-Союз». Еще 40 машин изъявила желание купить авиакомпания Red Wings. Сейчас в цехах ульяновского авиазавода находятся три Ту-204СМ на стадии окончательной сборки и еще два — в высокой степени готовности. Однако их цена уже превысила ожидания авиакомпаний. «Мы надеемся, что нам удастся совместно с поставщиками комплектующих решить главную задачу — войти в ценовую рыночную нишу по продаже данного самолета. Если получится решить, то, я думаю, контракт будет реализован», — сказал недавно журналистам Сергей Дементьев, комментируя информацию о том, что «Атлант-Союз» и Red Wings готовы отказаться от закупок Ту-204СМ.

Но устраивающего перевозчиков решения по цене этого самолета пока нет. Кроме того, все прекрасно понимают, что Ту-204 СМ — это финал среднемагистральных пассажирских узкофюзеляжных самолетов семейства «Туполев» . В 2016 году ему на смену придет новый гражданский среднемагистральный самолет МС-21, производство которого организовывает «Иркут». Он должен стать прямым конкурентом Airbus А320 и Boeing 737, заодно вытеснив в отечественном небе и «тушки».

Поэтому решение Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) развернуть через пять лет на площадях «Авиастар-СП» полномасштабное производство воздушных «грузовиков» вполне понятно и обоснованно. В первую очередь речь идет о военно-транспортном самолете Ил-476 грузоподъемностью 50 тонн, первый летный экземпляр которого в октябре 2011 года должен быть передан на сертификационные испытания. Решение о запуске этого лайнера в серийное производство уже принято, подготовка к нему должна завершиться в 2013 году, а с 2015 года «Авиастар-СП» планирует производить не менее 10 таких машин в год.

Ил-476 будет стоить раза в четыре дороже своего предшественника Ил-76. Но, по словам специалистов, это оправданно — от старой машины фактически остался один фюзеляж, да и то внешне. Изменилась и технология производства: впервые в истории транспортного авиастроения страны она будет не в «бумажном», а в «цифровом» варианте. Основным заказчиком Ил-476 является Министерство обороны России. В рамках госпрограммы вооружений на 2011–2020 годы военное ведомство предусмотрело покупку 50 таких самолетов в двух версиях — транспортника и заправщика. Переговоры о поставках еще 34 машин на днях возобновились с Китаем (шесть лет назад наши страны уже заключали договор на поставку 34 Ил-76 производства ташкентского авиазавода (ТАПОиЧ, Ташкентское авиационное производственное объединение имени В. П. Чкалова), но из-за неспособности ТАПОиЧ его выполнить контракт развалился).

Кроме того, по словам Сергея Дементьева, к 2015 году «Авиастар-СП» выпустит первый летный экземпляр совместного российско-индийского военно-транспортного самолета МТА грузоподъемностью 20 тонн, который должен заменить советский Ан-12 и американский C-130. Первоначально этот проект, начатый десять лет назад, предполагалось реализовать на площадке Иркутского авиазавода, однако затем ОАК приняла решение: «Иркут» полностью погружается в проект МС-21, а производство МТА разворачивается в Ульяновске. Индия может приобрести 45 таких лайнеров, Россия — 100. Планируется, что 65% работ по производству самолета будет выполняться в России, 35% — в Индии.

И, наконец, верхом транспортной специализации «Авиастар-СП» станет возобновление серийного производства самых знаменитых советских «воздушных грузовиков» Ан-124 «Руслан» грузоподьемностью 130 тонн. В конце сентября мэр Ульяновска Александр Пинков сообщил журналистам, что стартовый заказ на производство 15–16 таких машин уже сформирован и начнет выполняться с 2016 года (по три машины в год). Глава авиастроительного завода Сергей Дементьев, правда, был более осторожен. По его словам, уже точно понятно, что по заказу Министерства обороны «Авиастар-СП» в течение десяти лет «глубоко модернизирует» 20 имеющихся у ведомства «Русланов». Вопрос же о возобновлении серийного производства воздушных тяжеловозов должно решить правительство.

Правительство с разной степенью интенсивности пытается возобновить выпуск «Русланов» в Ульяновске в последние лет десять. До середины 90-х годов прошлого века в России и на Украине было выпущено 56 таких машин. Поэтому, по оценкам аналитиков, сейчас на них образовался устойчивый отложенный спрос в количестве 90–95 «Русланов». Для того чтобы их производство стало рентабельным, по оценке консалтингового агенства Ernst & Young, ОАК нужно набрать твердых заказов на производство не менее 40 машин. Дело даже не в этом (заказы на машину будут), а в том, что ни правительству, ни ОАК никак пока не удается миром договориться о разделе труда и прибыли с разработчиком самолета — украинским КБ «Антонов». Россия даже была готова купить это конструкторское бюро. Но Украина, даже при новом президенте, пока не продает.

Новости партнеров




    РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

    В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

    Люкс для регионов

    Международная гостиничная сеть Radisson Hotel Group считает Россию одним из приоритетных направлений для развития бизнеса. Компания планирует открывать новые отели, в первую очередь в регионах

    «В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

    Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга

    Умная квартира для умного города

    Умные технологии стремительно входят в жизнь. Сегодня искусственный интеллект может управлять не только домом и квартирой, но и целыми городами повышенной комфортности с комплексом инновационных инженерных решений

    Акции ММК сохраняют потенциал роста

    По мнению аналитиков, акции Магнитогорского металлургического комбината остаются недооцененными относительно конкурентов
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Доля сырья в российской экономике достигла абсолютного рекорда
      Впечатление, произведенное этим на Росстат, заставило его изменить методику
    2. Коронавирус: тревожная новость пришла из Китая
      Несколько дней назад появилась надежда на то, что коронавирус начал слабеть. Однако в конце недели в Китае произошел всплеск эпидемии.
    3. Коронавирус продолжает наступление на всех фронтах
      Эпидемия воздействует на все сферы жизнедеятельности людей, включая экономику.
    Реклама