«Светлячки» из Японии

Москва, 19.04.2011
Десятки автомобилей из Японии с превышением радиационного фона скапливаются в приморских портах. Роспотребнадзор предписывает проводить мероприятия по дезактивации «светящихся» машин, однако кто этим будет заниматься и за чьи деньги – остается неясным.

Фото: РИА Новости

Во Владивостокском морском торговом порту в течение первой половины апреля было выявлено 49 иномарок из Японии с повышенным излучением. Сегодня семь таких автомобилей обнаружено и в соседнем порту Находка. Все автомобили находятся на специально отгороженных площадках и ждут вердикта контрольных органов.

Специалисты, исследовавшие машины в порту Владивостока, уточняют, что гамма-излучение у этих автомобилей лишь незначительно превышает обычный фон и не выходит за пределы принятых норм (30 микрорентген в час). Однако на поверхности кузовов, в колесных арках, на бамперах также зафиксировано загрязнение частицами с бета-излучением, которое представляет потенциальную опасность. Руководители Дальневосточного таможенного управления и ОАО «Владивостокский морской торговый порт» обратились в управление Роспотребнадзора по Приморскому краю, чтобы данная инстанция приняла то или иное решение: либо выпускать машины в таком виде, либо проводить дезактивационные мероприятия, либо отправлять их назад в Японию (прецедент уже есть: несколько лет назад радиоактивную автоцистерну вернули обратно). Роспотребнадзор не спешил с решением, из-за чего портовики вынуждены были обратиться в прокуратуру с жалобой на «бездействие контролирующих органов по урегулированию проблем с зараженными автомобилями». Замдиректора ВМТП Сергей Лопунов заявил, что, если так пойдет дальше, работе предприятия грозит паралич: «фонящие» машины просто будет негде ставить.

Глава Роспотребнадзора, главный санитарный врач России Геннадий Онищенко сначала заявил, что машины безопасны, но затем пришел к мнению, что они должны подвергнуться дезактивации. Причем на 20 автомобилях уровень радиации вроде бы уже снизился, в связи с чем «решается вопрос об их выдаче владельцам». Но все остальные должны быть «очищены» специальными реагентами.

Как сообщили корреспонденту «Эксперта Online» в Дальневосточном таможенном управлении, зараженные автомобили прибыли из портов Ниигата, Фусики, Тояма и Осака. Интересно, что в понедельник на встрече с руководством торгового порта Владивостока вице-консул Японии Кэйсуке Сайто заявил, что японскими властями при погрузке товара осуществляется жесткий радиационный контроль, и ни в каких других портах, например европейских, подобных проблем не возникает. С другой стороны, Геннадий Онищенко говорит о том, что сейчас только ведутся переговоры о том, чтобы автомобили в Японии перед отправкой в Россию проверялись на радиацию: «Пока мы никаких гарантий не получили, и нам непонятен порядок выпуска такой продукции в Японии». Кому верить – непонятно.

Иван Скогорев – генеральный директор специализирующейся на обеспечении радиационной безопасности компании «Примтехнополис» – говорит, что все необходимые силы и средства для дезактивации автомобилей у компании имеются. Остается открытым один вопрос: кто будет платить за дезактивационные мероприятия и сколько вообще они могут стоить. Имеющееся законодательство не дает однозначного ответа. Пока заинтересованные структуры ведут консультации, приморские автомобилисты уже изобрели новый термин – «светлячок». Так называют радиоактивные машины из Японии по аналогии со старым термином «топляк» – автомобиль, попавший под удар цунами. Приморцы опасаются, что нынешние события могут подтолкнуть федеральный центр к тому, чтобы ввести мораторий на импорт подержанных японских иномарок и тем самым все-таки запретить правый руль – не мытьем, так «Фукусимой».

У партнеров




    Цена блокировки

    Дело экс-мэра Владивостока Игоря Пушкарева переросло из уголовного в гражданское. Цена вопроса — 3,2 млрд рублей. Пока идет суд, под угрозу поставлена строительная отрасль Дальнего Востока

    Коллектив «Полюса» заработал благодарность президента

    Коллектив компании ПАО «Полюс» получил благодарность президента России Владимира Путина за заслуги в развитии золотодобывающей отрасли и высокие производственные показатели. «Полюс», крупнейший золотодобытчик в России и один из десяти крупнейших в мире, последовательно наращивает объем производства

    Одно из направлений в искусстве

    7-9 ноября впервые состоится Международная форум в области дизайна и архитектуры «Best for Life», который пройдет в Италии. В рамках форума организована премия «Best For Life Award» в области промышленного и цифрового дизайна, архитектуры и визуальных коммуникаций

    Открой #Моспром

    Москвичи и гости столицы стали участниками проекта «Открой#Моспром» и своими глазами увидели работу московских промышленных предприятий. Они посетили крупнейшую в Европе фабрику мороженого «Баскин Роббинс», завод известного на весь мир производителя напитков — Coca-Cola HBC Россия и многие другие точки на карте высокотехнологичной промышленности столицы

    Меньше серы, больше «цифры»

    «Норильский никель» ведет масштабную модернизацию производства, призванную существенно сократить негативное влияние на окружающую среду, и готовит к выпуску новый продукт для инвесторов — токены на металлы
    Новости партнеров

    Tоп

    1. «Буревестник» отправят на доработку
      Авария на испытаниях новой российской крылатой ракеты неограниченной дальности ясно показала, что это оружие требует целой серии дополнительных испытаний двигательных установок, которые должны слаженно работать на всех режимах полета, в том числе при сложных маневрах, которые это изделие совершает для преодоления систем ПВО и ПРО
    2. Инвесторы разлюбили сланцевиков
      Несмотря на то, что сланцевые компании добывают рекордные объемы нефти и газа, им все труднее находить инвесторов, готовых вкладывать в них деньги.
    3. Второе дыхание «Одного пояса, одного пути»
      По оценкам Всемирного банка, уже построены или находятся в процессе строительства железные дороги и автострады, порты и множество других проектов общей стоимостью 575 млрд долларов
    Реклама