«Светлячки» из Японии

Москва, 19.04.2011
Десятки автомобилей из Японии с превышением радиационного фона скапливаются в приморских портах. Роспотребнадзор предписывает проводить мероприятия по дезактивации «светящихся» машин, однако кто этим будет заниматься и за чьи деньги – остается неясным.

Фото: РИА Новости

Во Владивостокском морском торговом порту в течение первой половины апреля было выявлено 49 иномарок из Японии с повышенным излучением. Сегодня семь таких автомобилей обнаружено и в соседнем порту Находка. Все автомобили находятся на специально отгороженных площадках и ждут вердикта контрольных органов.

Специалисты, исследовавшие машины в порту Владивостока, уточняют, что гамма-излучение у этих автомобилей лишь незначительно превышает обычный фон и не выходит за пределы принятых норм (30 микрорентген в час). Однако на поверхности кузовов, в колесных арках, на бамперах также зафиксировано загрязнение частицами с бета-излучением, которое представляет потенциальную опасность. Руководители Дальневосточного таможенного управления и ОАО «Владивостокский морской торговый порт» обратились в управление Роспотребнадзора по Приморскому краю, чтобы данная инстанция приняла то или иное решение: либо выпускать машины в таком виде, либо проводить дезактивационные мероприятия, либо отправлять их назад в Японию (прецедент уже есть: несколько лет назад радиоактивную автоцистерну вернули обратно). Роспотребнадзор не спешил с решением, из-за чего портовики вынуждены были обратиться в прокуратуру с жалобой на «бездействие контролирующих органов по урегулированию проблем с зараженными автомобилями». Замдиректора ВМТП Сергей Лопунов заявил, что, если так пойдет дальше, работе предприятия грозит паралич: «фонящие» машины просто будет негде ставить.

Глава Роспотребнадзора, главный санитарный врач России Геннадий Онищенко сначала заявил, что машины безопасны, но затем пришел к мнению, что они должны подвергнуться дезактивации. Причем на 20 автомобилях уровень радиации вроде бы уже снизился, в связи с чем «решается вопрос об их выдаче владельцам». Но все остальные должны быть «очищены» специальными реагентами.

Как сообщили корреспонденту «Эксперта Online» в Дальневосточном таможенном управлении, зараженные автомобили прибыли из портов Ниигата, Фусики, Тояма и Осака. Интересно, что в понедельник на встрече с руководством торгового порта Владивостока вице-консул Японии Кэйсуке Сайто заявил, что японскими властями при погрузке товара осуществляется жесткий радиационный контроль, и ни в каких других портах, например европейских, подобных проблем не возникает. С другой стороны, Геннадий Онищенко говорит о том, что сейчас только ведутся переговоры о том, чтобы автомобили в Японии перед отправкой в Россию проверялись на радиацию: «Пока мы никаких гарантий не получили, и нам непонятен порядок выпуска такой продукции в Японии». Кому верить – непонятно.

Иван Скогорев – генеральный директор специализирующейся на обеспечении радиационной безопасности компании «Примтехнополис» – говорит, что все необходимые силы и средства для дезактивации автомобилей у компании имеются. Остается открытым один вопрос: кто будет платить за дезактивационные мероприятия и сколько вообще они могут стоить. Имеющееся законодательство не дает однозначного ответа. Пока заинтересованные структуры ведут консультации, приморские автомобилисты уже изобрели новый термин – «светлячок». Так называют радиоактивные машины из Японии по аналогии со старым термином «топляк» – автомобиль, попавший под удар цунами. Приморцы опасаются, что нынешние события могут подтолкнуть федеральный центр к тому, чтобы ввести мораторий на импорт подержанных японских иномарок и тем самым все-таки запретить правый руль – не мытьем, так «Фукусимой».

Новости партнеров




Масло выведут «под арбитраж»

Пока власти определяются со сроками введения нового норматива для растительных масел, крупные масложировые холдинги в срочном порядке изыскивают средства на модернизацию. Путь, который ЕС проходил в течении 14 лет, российский бизнес должен пройти максимум за пять лет

«Два с половиной миллиарда бюджетных денег на катание ржавых бочек и веселых студентов»

Российский биоокеанолог, академик РАН, заместитель директора Института океанологии имени П. П. Ширшова Михаил Флинт — о том, почему арктический регион является зоной повышенного риска и требует пристального внимания российских ученых

«Эксперт Северо-Запад» начал прием заявок на премию «Эксперт года-2020» 18+

Станьте экспертом года в одной из 20 отраслевых номинаций. Подайте заявку на бизнес-проект, общественную или культурную инициативу — и получите признание делового сообщества. Совет премии по доброй традиции возглавил Михаил Пиотровский

РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

«В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга
Новости партнеров

Tоп

  1. РЫНОК
    Рынки зазеленели после полива
  2. Покупай, подорожало!
    Ажиотажный спрос на бытовую технику и электронику, вызванный девальвацией рубля и распространением коронавируса, приведет к перенасыщению и стагнации рынка
  3. Когда пандемии придет конец?
    Италия прошла пик заболеваемости в эпидемии COVID-19, но другие страны Европы, в их числе и Россия, отстают на две недели. Отступать болезнь начнет не раньше конца апреля
Реклама