Рейтинговым агентствам не поздоровится

Анна Королева
корреспондент Expert.ru
19 мая 2011, 16:36

SEC единогласно проголосовала за ужесточение требований к кредитным рейтингам международных агентств.

Иллюстрация: Эксперт Online

«При принятии закона Додда–Франка конгресс отметил, что кредитные рейтинги применяются для структурированных финансовых продуктов, а они оказались неточными и внесли значительный вклад в возникновение рисков для финансовых учреждений и инвесторов», – заявила Мэри Шапиро. Глава Комиссии по ценным бумагам и биржам США SEC считает, что предложения, которые описаны более чем на 500 страниц, «направлены на укрепление целостности и повышения прозрачности кредитных рейтингов».

Кредитные рейтинги часто рассматриваются инвесторами при покупке или продаже ценных бумаг. Члены SEC единогласно проголосовали за введение более жестких условий для деятельности рейтинговых агентств.

Рейтинговые агентства наравне с рядом банков обвиняют в том, что они способствовали возникновению кредитного кризиса, так как присваивали высокие рейтинги заведомо высокорисковым бумагам. Инвесторы покупали эти бумаги, не имея представления относительно реального положения дел. Критики говорят, что рейтинговые агентства находятся в очень выгодном положении: они не несут ответственности за свои рейтинги, тогда как эмитенты обязаны иметь оценку своих ценных бумаг.

Требования рынка рождают реакцию регулятора, потому что рейтинги от агентств влияют на инвестиционные предпочтения инвесторов, отмечает Дмитрий Кашаев, начальник управления по развитию новых продуктов УК ФГ БКС. Данные предложения в большей степени связаны с приоткрытием методики присвоения рейтингов эмитентам, потому что сейчас это абсолютное ноу-хау каждого из агентств. Именно непрозрачность процесса вызывает спекуляции о справедливости некоторых рейтингов и их прогнозов.

Теперь SEC намерена кардинально изменить ситуацию. В соответствии с предложением комиссии новые правила вводят доклад агентств о механизмах внутреннего контроля, требования о защите от конфликтов интересов, а также создание профессиональных стандартов для кредитных аналитиков.

Агентства будут обязаны обеспечить – вместе с публикацией самого кредитного рейтинга – раскрытие информации о рейтингах и методологии, используемой для его присвоения. Также они должны будут предоставлять инвесторам подробную информацию о предположениях, лежащих в основе рейтинга, облегчать понимание ее сути, чтобы игроки рынка могли сравнить деятельность и мнения различных рейтинговых агентств.

Предлагаемые правила дают SEC право приостановить или отозвать регистрацию кредитного агентства или наложить другие санкции за нарушение правил, касающихся конфликта интересов. Также агентства должны обеспечить стандартное предоставление информации на своих веб-сайтах, чтобы инвесторы могли легко сравнить их оценки.

В соответствии с предлагаемыми поправками агентству будет запрещено присваивать или поддерживать кредитный рейтинг, если его сотрудник участвует в продаже или сбыте товаров или услуг самого агентства или лица, связанного с ним, а также участвует в определении и мониторинге кредитного рейтинга или его разработки или утверждения процедуры, используемой для определения кредитного рейтинга.

Новые правила уже активно обсуждаются участниками рынка. Кэтлин Кейси, один из двух членов комиссии от республиканской партии, проголосовала за предложения, но сказала, что она обеспокоена тем, что правила предписывают рейтинговым агентствам требование ежегодно представлять доклад о своем внутреннем контроле. Она считает, что это может быть слишком обременительным для небольших оценщиков, что потенциально ударит по конкуренции в этой сфере.

Официальный представитель SEC Рэндалл Рой признал на совещании, что введение правил может увеличить расходы некоторых агентств на нововведения, что автоматически отложит их регистрацию как официально действующего рейтингового агентства. Но он при этом утверждает, что это может усилить конкуренцию в отрасли, так как облегчит инвесторам возможность сравнить различные оценки рейтинговых агентств.

Эксперты, в свою очередь, считают, что введение новых правил назрело давно – с введением данных новшеств спекулятивная реакция рынка на тот или иной рейтинг будет более сдержанной. «Очевидно, что идет работа по повышению прозрачности – как самих компаний, так и рейтинговых агентств, что позволит тщательнее контролировать текущие процессы. Для предотвращения новых кризисов этого, конечно, недостаточно, однако сама тенденция положительная», – говорят в аналитическом отделе Fibo Group.

Это требование, которое нужно было ввести давно, но, к сожалению, понадобился мировой финансовый кризис для того, чтобы требования к рейтинговым агентствам начали ужесточаться, согласен Денис Барабанов, начальник аналитического отдела ИК «Грандис капитал».

Впрочем, новых правил вряд ли будет достаточно, чтобы кардинально изменить ситуацию с рейтинговыми агентствами. «Этих действий вряд ли будет достаточно, чтобы предотвратить ошибки при выставлении рейтингов, потому что все рейтинги базируются на прошлом, и не всегда можно качественно учесть в них грядущие изменения. Поэтому наверняка SEC будет предпринимать дополнительные шаги и привлекать новых участников к процессу рейтингования. Одним из вариантов может стать привлечение независимых аналитиков и аудиторов в процесс выставления рейтингов», – считает Дмитрий Кашаев.

«Безусловно, присвоение рейтинга – большая ответственность, бОльшая открытость (сейчас методология открыта только „в целом”, сроки пересмотра всегда неизвестны). Рейтинги часто присваиваются с опозданиями, разные рейтинговые агентства, например, одной стране ставят совершенно разные рейтинги, и никогда нельзя сказать, когда именно и по каким причинам он будет пересмотрен. Также важно, чтобы агентства раскрывали прогнозы, исходя из которых они выставляют рейтинг и допускают то или иное событие. Но кризисы это, конечно, не предотвратит. Рейтинги – лишь один из элементов, которые влияют на риски. Хотя и немаловажный», – отмечает Денис Барабанов. Как считает эксперт, не помешает рынкам и усиление конкуренции среди рейтинговых агентств, чтобы к «большой тройке» присоединились агентства из других стран, к примеру из Китая.

Так или иначе, но предложения SEC вынесены на 60-дневное общественное обсуждение. Повторное голосование комиссии потребуется после этого периода, чтобы они были приняты окончательно.