Хороший год

Москва, 05.10.2011

Фото: Виталий Волобуев

«Бензиновый кризис» в Новосибирске – крупнейшем муниципальном образовании страны – продолжается. В конечном итоге рынок ждет повышение цен на самые ходовые марки бензина. И, естественно, дальнейшая монополизация. В выигрыше – «Газпром нефть».

Как уже сообщал «Эксперт Online», цены на бензин на АЗС Новосибирска взлетели в минувшие выходные сразу на несколько рублей. На заправках сети «Транссервис» (до недавних пор – крупнейшая в городе независимая сеть, в настоящее время переходит под контроль «Газпром нефти») Аи-92 подорожал с 23,3-23,7 рубля за литр до 27 рублей. На заправках «ЛУКойла», коих в городе не слишком много, Аи-92 и так стоил 25 рублей, а сегодня продается по 28 рублей. Цены не изменились только на АЗС «Газпром нефти» – лидера местного рынка (более 40%). Самый ходовой 92-й бензин, как и раньше, отпускается за 23,3 рубля за литр. Выросли цены лишь на Аи-95 и Аи-98, причем на большинстве заправок этого бензина не осталось вовсе. Остальные станции – либо выставили указатели с надписями «Бензина – нет», либо еще работают, но ценами также не радуют.

Столь ощутимый диспаритет стоимости привел к тому, что на АЗС «Газпром нефти» выстроились гигантские очереди. Корреспондент «Эксперта Online» вчера вечером наблюдал такое явление на всех заправках компании, расположенных вдоль Бердского шоссе (трассы, связывающей центр города с отдаленными Первомайским и Советским районами). На «газпромовской» АЗС в Академгородке мне лично пришлось простоять в очереди примерно 20 минут. Можно сказать, прошел пулей: впереди меня своего шанса «припасть к пистолету» ждало всего восемь автомобилей…

Президент ассоциации независимых нефтетрейдеров «Сибирь-ГСМ» Юлия Золотовская вполне внятно объяснила причины очередного «кризиса». Основной поставщик бензина в Новосибирской области – Омский НПЗ «Газпром нефти» (на него приходится до 75% всех поставок). В октябре на предприятии началась плановая реконструкция, из-за чего выпуск бензина был снижен – по оценкам Золотовской, в 2,5 раза; по сообщению «Газпром нефти» – всего на 5%. В итоге компания уменьшила и объемы мелкооптовых поставок независимым сетям. Последним пришлось закупать топливо на биржах, которая, ощутив спрос, на радостях повысила отпускные цены (до 34-36 тыс. рублей за тонну). В итоге розничная цена бензина и поднялась на 3-4 рубля. Проблема в том, что биржевые закупки существенно изменить расклад сил на рынке не могут. В Сибири работает всего три крупных НПЗ, которые входят в структуру «Газпром нефти» и «Роснефти» (в Ангарске и Ачинске). Соответственно, розничным трейдерам ГСМ деваться некуда. Особенно тем, что работают в Новосибирске, – или закупать топливо в Омске (если его продают), или идти на биржу (но там почти не практикуются мелкие партии), или закрываться. «Дальнейшее развитие ситуации зависит только от деятельности крупнейших нефтяных компаний либо от управленческих решений власти», – резюмировала Юлия Золотовская.

Власть уже отреагировала, причем в привычной манере. Губернатор Новосибирской области Василий Юрченко провел рабочее совещание с участием генерального директора ОАО «Газпром нефть – Новосибирск» Андрея Шимкива. «Сегодня, конечно, уборку мы практически завершили, сельхозтоваропроизводители обеспечены и дизтопливом, и бензином, но есть и другие вопросы, связанные с достаточным количеством бензина для независимых малых автозаправочных станций. Они представлены достаточно серьезно в регионе, и отсутствие бензина на таких заправках – это ненормально», – подчеркнул Юрченко. Что ответил ему Шимкив, неизвестно. Зато министр промышленности, торговли и развития предпринимательства региона Сергей Семка был категоричен: «Экономического обоснования для роста цен на сегодняшний день нет». Областное УФАС, по его словам, «очень внимательно займется» проверкой экономической обоснованности роста цен. «Обосновывать рост цен на бензин его нехваткой нельзя: если бензина нет, тогда убирайте ценник вовсе», – заявил Семка.

Сегодня УФАС сообщило, что в рамках ежедневного мониторинга оптовых и розничных цен на нефтепродукты, в период с 1 по 4 октября выявило резкое одномоментное повышение розничных цен на автобензины марок Аи-92 и Аи-95 на новосибирских АЗС. По сравнению с 30 сентября рост составил 11–17%. В связи с этим служба возбудила дела в отношении 17 хозяйствующих субъектов по признакам нарушения части 1 статьи 11 федерального закона №135 «О защите конкуренции». Выразившегося, как сообщается в пресс-релизе, «в согласованных действиях, которые привели к одновременному необоснованному повышению розничных цен на автобензины». Рассмотрение дела назначено на 26 октября.

Столь неадекватная реакция – перманентная забота лишь о селянах, а не о всех потребителях, возбуждение дел в отношении независимых нефтетрейдеров – местных автовладельцев не удивляет. Они уже привыкли к таким «бензиновым подлянкам». Даже самым неискушенным наблюдателям ясно: монопольное положение «Газпром нефти» делает ее основным победителем в очередной битве за рынок. В беседах на стоянках и в очередях, водители – полушутя, полусерьезно – называют происходящее креативной «маркетинговой акцией» нефтяной компании. С выходных она явно – в шоколаде. Потоки автомобилей обеспечивают небывалый рост «кассы». При этом потребители, разумно оценив ситуацию, останутся клиентами «Газпром нефти» и дальше – и за счет цен, и за счет накопительных карт (купить их можно вместе с бензином). Вряд ли от бело-синих заправок их оттолкнет даже рост стоимости топлива (очевидно, что цены поднимутся, и очень скоро).

Сама компания, впрочем, считает, что ситуация с поставками бензинов на рынок Новосибирска и области стабильна. «В сентябре общий объем поставок бензинов компанией составил чуть менее 59 тыс. тонн, в октябре планируется поставить порядка 56 тыс. тонн, сокращение в октябре к предыдущему месяцу на 5% связано с проведением плановых ремонтных работ отдельных технологических установок на Омском НПЗ. При этом рост объемов поставок бензинов на рынок Новосибирской области по сравнению с аналогичными периодами прошлого года составляет 66%», – говорится в официальном сообщении компании. Короче, виноват рынок. «Не нужно нагнетать нездоровый интерес. Некоторые начинают действовать так: повышают цены, потому что у них на складах топлива не так много, нагнетают ситуацию и буквально за сутки на заправке раскупают трехсуточный запас, люди покупают впрок. Повторяется весенняя ситуация», – описывает свое видение проблемы Сергей Семка. В праведном гневе чиновник пошел еще дальше, заявив, что такого конкуретного рынка розничной торговли бензином нет ни в одном другом регионе России: «Сегодня АЗС, где можно заправиться автомобилисту, предостаточно. Только из-за цены создается нездоровый ажиотаж и вот эти очереди. Давайте не создавать его, поскольку за это отвечают все. И тот, кто комментирует и представляет факты однобоко и заявляет, что в Новосибирской области нет бензина, должен нести ответственность за свои слова».

Новости партнеров




Масло выведут «под арбитраж»

Пока власти определяются со сроками введения нового норматива для растительных масел, крупные масложировые холдинги в срочном порядке изыскивают средства на модернизацию. Путь, который ЕС проходил в течении 14 лет, российский бизнес должен пройти максимум за пять лет

«Эксперт Северо-Запад» начал прием заявок на премию «Эксперт года-2020» 18+

Станьте экспертом года в одной из 20 отраслевых номинаций. Подайте заявку на бизнес-проект, общественную или культурную инициативу — и получите признание делового сообщества. Совет премии по доброй традиции возглавил Михаил Пиотровский

РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

«В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга
Новости партнеров

Tоп

  1. У меня уже был коронавирус? Как узнать и что делать?
    Симптомы Covid-19 разнообразны, и медленный подсчет зараженных во многих странах невольно наталкивает на мысль, что многие, возможно, уже переболели коронавирусом, даже не зная об этом
  2. Китайская экономика пошла на поправку, но по-прежнему остается в минусе
    Фабрики и заводы возвращаются к работе, однако скорость восстановления замедляют ограничительные меры Пекина, направленные на борьбу с потенциально возможной второй волной эпидемии, которая может прийти из-за границ Поднебесной
  3. Россию переводят на ручное управление
    Кризисная ситуация, спровоцированная пандемией коронавируса, требует перехода к прямому госуправлению. Соответствующие полномочия Правительство России получило. Совет Федерации на внеочередном заседании принял пакет законов по экстренным мерам, необходимым для борьбы с последствиями распространения коронавируса. Документы отправляются на подпись президенту РФ и вступят в силу с момента опубликования
Реклама