Триллион для регионов

Москва, 27.12.2011
В своем выступлении на заседании Госсовета Дмитрий Медведев выдвинул несколько инициатив по перераспределению полномочий и бюджетных ресурсов между федеральным центром, регионами и муниципалитетами.

Фото: AP

В выступлении президента прозвучало четыре основных предложения.

Первое — изыскать дополнительные источники доходов для региональных и местных бюджетов — это может быть, например, передача части налогов в региональный бюджет и отмена федеральных льгот. «В своем послании я говорил о том, что объемы дополнительных источников доходов региональных и местных бюджетов, в том числе собственных, могут составить в определенной перспективе до 1 трлн рублей, но эти источники мы еще должны найти», — сказал президент.

Второе — передать отдельные полномочия федерального центра на региональный уровень: «Кроме того, регионы должны получить право ставить вопрос о делегировании таких полномочий. Нужно представить предложения по перечню таких вопросов», — заявил он.

Третье — предоставить региональным единую субвенцию взамен 21 нынешней.

Четвертое — создать дифференцированные правовые, инвестиционные и, возможно, налоговые режимы в отдельных регионах. «Возможно, потребуется дифференцированный подход в зависимости от готовности регионов принимать дополнительные полномочия, можно было бы начать с каких-то пилотных проектов», — предложил Дмитрий Медведев.

Заведующий лабораторией бюджетного федерализма Института Гайдара Владимир Назаров видит источник дополнительных доходов главным образом в отмене федеральных льгот. «Сейчас федеральные льготы позволяют, в частности, не платить налог на имущество и землю госкорпораций, налоги на федеральное имущество — оборонные комплексы, тюрьмы, — рассказывает Назаров. — Потенциально эти налоги могли бы принести в региональные бюджеты еще около 220 млрд. Но исключить эти федеральные льготы в любом случае можно будет только с 2013 года. Что касается перераспределения налогов между бюджетами — не думаю, что там возможны какие-то глобальные изменения. НДПИ и НДС — самые собираемые налоги, и отказываться от них в пользу регионов не станут. Можно, например, отдать в регионы 2% налога на прибыль — 18% налога на прибыль уже остается в регионах».

С Назаровым согласен и эксперт по территориальному развитию Вячеслав Глазычев: «Федеральные льготы, которые освобождают госкорпорации от налога на имущество, плодят "собак на сене", — уверен он. — Гигантские владения изъяты из налогообложения и полезного использования».

Член Экспертного совета при комитете Госдумы по региональной политике Наталья Зубаревич считает, что отменить федеральные льготы будет весьма непросто. «Что касается отмены федеральных льгот для госмонополий, то я уверена, что эта мера встретит сильнейшее сопротивление и может разбиться о лоббизм интересов, — считает она. — Платить налог с многих километров газопровода — это громадные дополнительные затраты. В ответ на это тот же "Газпром" может поднять тарифы».

Назаров рассказал о варианте нестандартных мер для увеличения доходов регионов — по сути, межбюджетном трансферте в форме налога. «Можно, например, обложить подоходным налогом пенсии, — сказал он. — Это принесет региональным бюджетам фантастический доход в размере 0,5 трлн рублей. Но этот налог пенсионерам надо обязательно компенсировать из федерального бюджета. То есть это должен быть такой межбюджетный трансферт, но в форме налога».

По мнению Назарова, если правительство пойдет на эту меру, для пенсионеров это даст косвенный положительный эффект — региональные власти будут заинтересованы в том, чтобы продолжительность жизни пенсионеров в регионе была максимальной. Это может в лучшую сторону изменить систему здравоохранения и социального обслуживания.

«Но в этом случае пенсионерам тоже надо будет научиться открыто заявлять о своих правах, так, чтобы власти услышали, — считает Назаров. — Опять же пенсионеры тогда смогут выбирать, в каком регионе им комфортнее жить, и регионы могут начать конкурировать в плане наиболее привлекательных условий для пенсионеров». «Других таких же масштабных способов изыскания дополнительных средств я не вижу», — добавляет он.

Поэтому неизбежно опять встает вопрос о сокращении расходов бюджета. «Логично было бы сокращать оборонзаказ, не повышать так резко зарплаты военным, — говорит Назаров. — Повышение пенсионного возраста — тоже неминуемая мера. Почти ни в одной стране мира не выходят на пенсию в 55 лет. Можно для начала хотя бы мотивировать людей выходить на пенсию позже — например, тем, кто вышел в 55 лет, платить пенсию меньше, чем тем, кто вышел позже».

Второе и третье предложение Медведева комментирует Зубаревич: «Введение единой субвенции для регионов большой роли не сыграет, — уверена она. — На самом деле гораздо большую важность имеют субсидии. Субвенции идут на финансирование экологического надзора, санитарно-эпидемиалогического надзора, надзора за рынком труда, потребительского надзора. Субсидии — это социальная сфера, инфраструктура. Средствами субвенций распоряжаются территориальные органы федеральных министерств — Роспотребнадзор, например. Я считаю, что передача субвенций в ведение региональных властей значит, что им развязывают руки по сокращению федеральных чиновников. Но при этом все их функции должны быть выполнены — центр будет это контролировать».

Введение дифференцированных налоговых режимов Глазычев называет мыслью «не лишенной интереса». «Однако непонятно, как это будет воплощаться в жизнь», — говорит он.

Напомним, что на прошлой неделе премьер-министр Владимир Путин на заседании «Деловой России» тоже говорил о неком «налоговом маневре». Президент «Деловой России» Александр Галушка предложил перераспределить налоговую нагрузку, снизив налоговое бремя для бизнеса и увеличив налоги на потребление. «Но в сложившихся условиях одновременно уменьшить налоговую нагрузку на бизнес и увеличить финансирование регионов не получится — не хватит ресурсов», — предупреждает Назаров.

Тем не менее в ближайшие месяцы в Госдуму предполагается внести пакет законопроектов, которые детализируют высказанные президентом инициативы. Практическая реализация может начаться в 2013 году и растянуться на три-пять лет.

У партнеров

    Новости партнеров

    Tоп

    1. Курс доллара готовят к обвалу
      Курс доллара готовят к обвалу
    2. Курс доллара: 55 рублей за доллар – это не шутка
      Курс доллара: 55 рублей за доллар – это не шутка
    3. Гисметео, прогноз погоды на неделю: погода снова удивит
      Гисметео, прогноз погоды на неделю: погода снова удивит
    Реклама