Пакистан дает добро

Геворг Мирзаян
доцент Департамента медиабизнеса и массовых коммуникаций Финансового Университета при правительстве РФ
4 июля 2012, 18:43
Фото: picvario.com
Исламабад разрешил транзит натовских грузов через свою территорию в Афганистан

Официально Пакистан сменил гнев на милость после того, как США устами Хиллари Клинтон извинились за убитых американцами в ноябре прошлого года 24 пакистанских военных. «Я в очередной раз выразила наши глубочайшие соболезнования в связи с трагедией... Я выразила наши искренние соболезнования семьям погибших пакистанских солдат. Министр иностранных дел [Пакистана Хин Раббани] Хар и я признали ошибки, результатом которых стала гибель пакистанских военных. Мы сожалеем в связи с гибелью пакистанских военных. И мы готовы тесно работать с Пакистаном и Афганистаном во имя того, чтобы не допустить подобного в будущем», — заявила госсекретарь США.

К этой ситуации Вашингтон и Пакистан шли долго — переговоры о возобновлении маршрута продолжались несколько месяцев и не раз находились на грани срыва. Причины в основном состояли в неуемных амбициях Исламабада — Пакистан требовал повысить цену до 5 тыс. долларов за контейнер (для сравнения, до закрытия маршрута она составляла около 250 долларов). Сейчас американские власти говорят, что соглашение с Исламабадом заключено на прежних финансовых условиях. США «будут платить ту же самую сумму, что и прежде… Не будет никаких дополнительных сборов, выплачиваемых пакистанским властям», — заявила журналистам представитель Государственного департамента Виктория Нуланд. Своего рода официальной компенсацией для Пакистана должно стать разблокирование Вашингтоном пакета помощи Исламабаду в размере 1,1 млрд долларов (ранее Конгресс заморозил перевод, поскольку  посчитал, что Пакистан недостаточно активно борется с террористами). Между тем неофициально, вероятно, плата за транзит будет все-таки повышена. Так, месяц назад американские СМИ со ссылкой на источники в правительственных кругах писали, что США вкупе с разблокированием помощи согласились повысить плату за транзит до 400-500 долларов. Нет никаких оснований подозревать нынешнее пакистанское руководство в том, что оно отказалось от этих средств и настояло на возвращении к 250-долларовой таксе.

Аналитики не исключают, что Пакистан в итоге согласился на умеренные расценки и достаточно двоякую формулировку извинений Хиллари Клинтон (так, госсекретарь использовала фразы «еще раз» и фактически заявила о том, что вина за уничтожение пакистанских военных лежит не только на США, но и на пакистанском руководстве) потому, что у него появился серьезный конкурент в плане транзита. Речь не только создание перевалочного пункта в Ульяновске, но и о недавнем выходе Узбекистана из ОДКБ (который многие связывали с тем, что на территории домена Ислама Каримова в ближайшее время может быть открыт новый американский «перевалочный пункт»).

С одной стороны, возобновление пакистанского маршрута транзита грузов в Афганистан серьезно ослабляет позиции Москвы. Не секрет, что многие российские политики надеялись на безальтернативность российского маршрута. Они полагали, что таким образом поставят Вашингтон в зависимость от России и заставят американцев учитывать российские интересы в их европейской и ближневосточной политике. Пакистано-американские договоренности нивелируют значение этого рычага, и угрозы Москвы закрыть транзит в случае принятия Закона Магнитского, продолжения развертывания европейского сегмента ПРО или же вторжения США в Сирию уже не выглядят так серьезно.

Однако с другой стороны не стоит переоценивать значение пакистанского маршрута. Да, он короче, дешевле (в Пентагоне посчитали, что закрытие пакистанского маршрута и переориентация всех грузов на российский путь вызвало увеличение стоимости транзита минимум на 100 млн долларов в месяц) политически более приемлем, однако одновременно с этим он крайне ненадежен. Так, талибы уже заявили, что с радостью возобновят нападения на конвои, идущие через Пакистан. Учитывая, что в определенные периоды существования маршрута в пакистанских горах «пропадало» до 40% грузов, а значительная часть доходила лишь потому, что от талибов попросту откупались или же просто нанимали охранять груз от их товарищей по Джихаду, нынешние угрозы афганских боевиков стоит воспринимать всерьез.

К тому же ни у кого нет гарантий того, что Пакистан снова не закроет в одностороннем порядке этот маршрут. И поводы у него будут куда приземленнее и проще, чем у Москвы. Так, пакистанцам крайне не нравится «вмешательство США в их внутренние дела», а именно так в Исламабаде трактуют критику поддержки, которую пакистанские военные оказывают афганским боевикам. В конце июня у командующего силами НАТО в Афганистане Джона Аллена состоялся очередной и, по всей видимости, не последний жесткий разговор на эту тему с главой генштаба пакистанской армии Ашфаком Кайани. Кроме того, пакистанцам не нравятся, что американцы с помощью беспилотников без спроса уничтожают на пакистанской территории боевиков. Последний известный подобный инцидент произошел несколько дней назад, в результате чего на тот свет отправились 8 исламистов. В Исламабаде называют эти удары нарушением пакистанского суверенитета и постоянно грозят США «адекватными ответами». В этой связи у Москвы есть определенная гарантия того, что даже после открытия пакистанского маршрута США накануне масштабного вывода войск и военной техники из Афганистана ни при каких условиях не захотят терять северную альтернативу.