«Тон дискуссии очень опасный»

Анна Королева
корреспондент Expert.ru
7 августа 2012, 14:51
Иллюстрация: Эксперт Online
Немецкие политики крайне негативно отреагировали на предупреждения итальянского премьера Марио Монти

Немецкие политики крайне негативно отреагировали на предупреждения итальянского премьера Марио Монти о том, что контроль бундестага над долговой политикой ЕС грозит привести к распаду европейского проекта. «Мы должны дать понять Монти, что мы, немцы, не станем давить на нашу демократию, чтобы­­­­ платить итальянские долги», — передает The Telegraph слова Александра Добриндта, генерального секретаря ХСС. Одновременно президент бундестага Норберт Ламмерт заявил, что целостность парламента не может быть подчинена взлетам и падениям рынков. В свою очередь, партия демократов СвДП сообщила, что премьер-министр Италии играет с огнем, когда пытается обойти демократическую легитимность. Как видно, итальянские заявления не нравятся практически всем немецким политическим партиям.

В Италии считают, что Германия, которая сопротивляется ряду инициатив, призванных помочь проблемным странам, действует только в своих интересах, а не в интересах ЕС. Итальянцы позволяют себе крайне неприятные для немцев вещи. Так, Il Libero опубликовала на первой полосе изображение канцлера Германии Ангелы Меркель под заголовком «Четвертый рейх». Немцы понимают положение, в котором оказалась Италия и весь Евросоюз. «Тон дискуссии очень опасный. Мы должны быть осторожны, чтобы Европа не рвала себя на части», — отметил министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле. В то же время он сам подлил масла в огонь в минувшие выходные, сказав, что категорически против дальнейшего расширения механизма спасения или покупки облигаций Европейским Центральным банком. «Я не могу себе представить, что в бундестаге поддержат неограниченные долговые обязательства», — отметил чиновник.

Было бы странно, если бы Германия не пыталась вмешиваться в действия европейских институтов, будучи ключевым игроком на этом поле, говорит главный эксперт независимого форума Et-Trade Илья Сизов. Ведь немецкие руководители несут значительно больше рисков, чем даже проблемные страны еврозоны: выделяя средства в фонды стабильности и другие программы, они наносят ущерб собственной экономике и гражданам. К тому же если произойдет развал или изменение зоны евро, страны-должники переживут дефолт, в котором они де-факто уже существуют, проведут девальвацию и начнут жизнь сначала на помощи от МВФ и внешних институтов. В такой ситуации Германии придется пережить укрепление внутренней валюты, резкое падение экспорта, массовое сокращение производства и безработицу. Немцы такую ситуацию не представляют и вряд ли хотят представить. Да и выбираться из новой волны кризиса Германии будет значительно тяжелее в силу масштабов экономики.

Германия стремится к лидерству в Европе, и по своим экономическим показателям она вполне заслуживает этой роли, считает эксперт. У нее снова появляется исторический шанс консолидировать регион вокруг себя — наконец, с помощью политических, экономических и юридических мер. Вряд ли она упустит эту возможность. А у Европы при всех недовольствах сейчас нет выбора, так что ЕЦБ продолжит возмущаться, а Германия продолжит жестко форматировать европейское пространство.

В связи с этим остается неясным, поддастся ли Германия давлению проблемных стран, таких как Испания и Италия, и как решится вопрос с выкупом их облигаций с рынка Европейским Центральным банком. Если решение вопроса затянется, это может еще больше замедлить выход региона из кризиса. Между тем рынки очень надеются на помощь ЕЦБ. Но вопрос тут даже не в том, кто прав, а кто виноват, а в том, смогут ли ужиться столь разнохарактерные соседи с неравным уровнем дохода в одном доме под названием «еврозона», говорит старший аналитик ИГ «Норд-капитал» Сергей Алин. Именно на плечах главы ЕЦБ Марио Драги, а не на чьих-то других, сейчас лежит колоссальная ответственность, и только он пытается ответить на вопрос «что делать?». Инвесторы все меньше верят в принимаемые полумеры, а требуют более массивных и осязаемых механизмов: создание единых облигаций еврозоны, прямой выкуп облигаций проблемных стран на вторичном рынке со стороны ЕЦБ (это два наиболее животрепещущих и лакомых куска). Германия же со своей стороны постоянно вставляет палки в колесо спасения еврозоны, говоря и о невозможности, и о некорректности того или иного механизма.

Однако как у Германии есть влияние и авторитет, так они есть и у ЕЦБ и Марио Драги, который уже «засветился» со своими многообещающими и при этом немногословными фразами о нерушимости евро и спасения его любой ценой. Его реакция на действия Германии логична, так как регулятору, по сути, связывают руки, терпение начинает подходить к концу. Так, один из членов управляющего совета Еркки Лииканен несколько дней назад сказал о готовности ЕЦБ действовать после проработки деталей выкупа бондов проблемных стран. Основной упор был сделан на то, что ЦБ может начать операции на вторичном рынке суверенных облигаций независимо ни от кого (о ком тут идет речь, предельно ясно). В дальнейшем этот сценарий может реализоваться, ЕЦБ вполне может предпочесть целостность еврозоны постоянным прениям с Германией. Сейчас надо как можно скорее начинать действовать, промедление равносильно смерти.

И все же Германия остается ключевым игроком в политике ЕЦБ. Хотя банк формально является независимым, он не обладает правом денежной эмиссии, а также влияния на финансовую политику стран зоны евро, отмечает замдиректора аналитического департамента Московского фондового центра Елена Чернолецкая. То есть все фонды, которые ему приходится использовать, «наполняются» из бюджетов государств-членов союза, и здесь ключевую роль играет именно Германия. К примеру, на долю Германии приходится 27% капитала ESM, она является крупнейшим спонсором спасительного фонда. Причем политическая картина Европы сейчас такова, что при отказе Германии финансировать общие фонды такую же позицию займет и Франция, а также Нидерланды и Австрия. То есть собственно существование европейских стабфондов напрямую зависит от Германии. Неудивительно, что лидер Европы стремится диктовать собственную политику в регионе, отмечает эксперт.

Целью Германии является стабилизация ситуации, но она требует первоначального политического и юридического объединения, а также единообразия в финансовой политике еврозоны и жесткой экономии. Так что если Германии удастся настоять на своем, еврозоне придется пережить период достаточно тяжелой рецессии, результатом которого может быть формирование единого европейского экономического блока, каким Европа не смогла стать до кризиса.