Эмбарго сетям не помеха

Москва, 25.08.2014
Эмбарго на импорт продуктов питания в Россию пока не оказывает влияния на рейтинги сетевых ритейлеров, - считают в S&P. В то же время прогнозируемый рост цен может снизить покупательскую способность и ухудшить финансовые показатели сетей

Фото: ИТАР-ТАСС

Как говорится в комментарии рейтингового агентства Standard & Poor’s S&P под названием «Эмбарго на импорт продуктов питания в Россию не оказывает немедленного влияния на рейтинги российских операторов сетей розничной торговли продуктами питания», происходящее в настроящее время не влияет на рейтинги таких компаний, как Lenta («B+/Стабильный/--»), «Магнит» («BB/Позитивный/--») и X5 Retail Group N.V. («B+/Стабильный/--»). 

Эксперты уверены, что запрет на импорт определенных видов продовольственных товаров в Россию сроком на год, скорее всего, не окажет существенного давления на деятельность рейтингуемых им розничных сетей страны. «Мы полагаем, что благодаря размеру бизнеса и лучшей переговорной позиции Lenta, «Магнит» и X5 Retail, скорее всего, смогут договориться с поставщиками об установлении более обоснованных цен на товары по сравнению с их менее крупными региональными конкурентами», – подчеркивается в сообщении. 

Таким образом, служба кредитных рейтингов Standard & Poor’s не ожидает значительного давления на показатели рентабельности рейтингуемых компаний в ближайшие 12 месяцев. В то же время S&P не исключает некоторого роста цен не только на импортируемые, но и на производимые в стране продукты питания. 

И в самом деле, российские ритейлеры уже долгое время развиваются с опережением спроса, заявила аналитик МФЦ Анна Линевская. Компании открывают множество новых магазинов, приспосабливаясь к требованиям конкретного региона, и отчитываются о росте выручки. До сих пор это происходило на фоне удовлетворения спроса, но покупатели в России в этом году очень сдержанны в расходах на фоне разгона инфляции, роста розничных цен и общей невнятной ситуации в экономике страны. И эти три фактора в совокупности, полагает эксперт, окажутся мощнее, чем санкционные меры и запрет на импорт ряда товаров. В продуктовой линейке "Магнита" заменить аналогами можно практически все, что попало под запрет на ввоз, у «Дикси» та же самая ситуация. "Лента" постепенно пересматривает ассортимент, но и здесь не ожидается серьезных просадок по прибыли из-за импортных ограничений. А вот усиление инфляции еще на 1-1,5% до конца года скажется на среднем чеке в негативную сторону. 

Инфляция действительно остается важной проблемой, а политическая составляющая делает этот макроэкономический показатель еще менее предсказуемым. По прогнозу ведущего экономиста компании «ОЛСА - Консалтинговые услуги» Кирилла Бурлова, рост цен на продукты питания  в России составит около 8,5% из-за существенного повышения цен на рыбу, молочную продукцию, мясо и фрукты из-за дефицита по ряду позиций, которые придется компенсировать поставками из Южной Америки, Белоруссии и других стран. Поставщики и логисты, объясняет он, будут увеличивать цены на свои услуги, поскольку рынок лишился конкуренции из стран Евросоюза.  

Не преминут воспользоваться этим и российские фермеры, однако усилия властей по предотвращению резкого скачка цен принесут результаты за счет снижения маржи ритейлеров. Однако последние характеризуются комфортной долговой нагрузкой и ориентацией полностью на внутренний спрос, то есть украинский кризис не окажет на них существенного влияния как минимум до конца года. В дальнейшем, полагает Кирилл Бурлов, все будет зависеть от того, как себя будет чувствовать экономика. Если потребитель начнет экономить, ритейлерам придется снижать цены и темпы открытия новых точек.

Повышения цен не избежать, соглашается советник председателя президиума Ассоциации молодых предпринимателей России Алексей Онищенко. Конечно, импортеров заменят, но расходы на доставку продуктов от новых импортеров вырастут, ведь маршрут транспортировки определенно станет длиннее. Да и цены у новых импортеров будут отличаться от старых (запрещенных), поскольку они понимают, что их основные конкуренты на российском рынке сейчас устранены и они могут повышать цену. Поэтому ввозимые товары будут дороже прежних. Ну а отечественные производители тоже не будут продавать товары по низким ценам, ведь сейчас у них есть уникальная возможность увеличить свою прибыль. Плюс растущая инфляция повлияет на рост цен.

И хотя чиновники заявляют, что роста цен нет, правы россияне, заявляющие, что повышение цен ощущается, считает эксперт. Сейчас сети доторговывают теми товарами, которые еще были в запасах или успели завести до введения эмбарго. Но они уже заканчиваются и образовывается дефицит, а там где дефицит, там и цены всегда повышаются, ведь спрос то не падает. Но даже когда наладят поставки от новых импортеров, то по вышеописанным причинам, цены все равно будут выше прежних.

Так что, констатирует Алексей Онищенко, инфляция ускоряет темпы, в том числе из-за ситуации с продуктами. На рост цен влияет много факторов. Она увеличивается еще с прошлого года и к старым факторам добавляются новые. Это и колебания рубля, и вводимые в отношении России и нашей страной санкции, и падение производства, и ужесточение налоговой политики (новые налоги, увеличение налоговой загрузки на бизнес), и проблемы с экономикой, которые начались еще до всей этой истории с санкциями и Украиной.

Поэтому, в том числе, давление на положение дел российских сетевых ритейлеров, считает руководитель направления по защите прав предпринимателей центра «Общественная Дума» Сергей Варламов, будет, хотя, скорее всего, окажется незначительным и быстро нейтрализуется. При этом для маленьких ритейлеров оно будет выше, чем для крупных. Ну и, конечно, особенно оно окажется заметным для пищевой отрасли. Давление будет в виде проблем с поиском новых поставщиков и их ценами. Если ритейлеры не смогут быстро найти поставщиков с приемлемыми ценами, то могут возникнуть временные проблемы с поставкой продуктов (попавших под эмбарго). 

Если все это приведет к существенному повышению цен на эти товары, то у магазинов снизятся продажи. В результате снизится их прибыльность и ухудшится рентабельность. Однако, говорит эксперт, скорее всего, ритейлеры смогут все это нейтрализовать и предпринять шаги для урегулирования ситуации, например, за счет переговоров с поставщиками, путем снижения цен на другие товары, различными акциями, то есть и в самом деле пересмотрят свою торговую и маркетинговую стратегию. В связи с этим, заключает Варламов, пока нет предпосылок для того, чтобы российские ритейлеры подверглись сильному давлению на них введенного Россией эмбарго.

Читайте последние новости о санкциях России на 25 августа 2014 года на страницах Эксперт Online и в Одноклассниках

Новости партнеров

Новости партнеров

Tоп

  1. Выплаты на детей споткнулись о прошлые доходы
    Из-за коронавируса ежемесячные пособия на детей в возрасте от 3 до 7 лет вводятся на месяц раньше. Если не возникнет проблем с выдачей в регионах, то уровень бедности среди семей с детьми в этом возрасте может сократиться на 26%. Мера своевременная, но условия получения этих выплат вызывают вопросы у нуждающихся семей.
  2. ЦБ принял трудное, но единственно верное решение
    В условиях кризиса Банк России решил отложить ужесточение выдачи ипотеки в зависимости от долговой нагрузки граждан
  3. Миннесота в огне
    В Миннеаполисе четвертый день продолжаются беспорядки, вызванные убийством полицейскими безоружного афроамериканца
Реклама