Изъятие «Ростехом» вагонов РЖД не приведет к их дефициту

Москва, 20.10.2017
Дочерняя компания «Ростеха» изъяла у РЖД 27,2 тысячи сданных ранее в аренду вагонов и теперь намерена оставить их на рынке

Фото: ТАСС\Интерпресс

Грузоотправители больше не ожидают дефицита полувагонов на рынке в связи с разрывом отношений дочерней компании РЖД «Федеральная грузовая компания» и «УВЗ-Логистик», материнской компанией которой "Уралвагонзавод" управляет сейчас ГК «Ростех». Последнему удалось без штрафных санкций расторгнуть кабальный договор о сдаче в аренду ФГК 27,2 тысяч вагонов "УВЗ-Логистик" по низким ставкам. Как сообщило на днях РЖД, в «УВЗ-Логистик» вернется весь парк арендуемых ФГК полувагонов уже в ноябре. Как пояснил «Эксперту» источник в «Ростехе», этот парк вагонов будет функционировать на рынке и по рыночным ставкам, но пока он дорабатывает полученные прежде заказы. Если это так и будет, то с изъятием парка у крупнейшего оператора подвижного состава ФГК на рынке появится еще один игрок, что усилит конкуренцию и будет сдерживать рост ставок на вагоны. 

Все свои

Ранее эксперты ИПЕМ констатировали, что дефицит полувагонов на сети ОАО РЖД в октябре составит примерно 16 тысяч единиц, и это при условии сохранения существующих технологий управления парком, тех же объемах порожнего пробега, времени ожидания погрузки и так далее. ИПЕМ связывает проблему с общей нехваткой вагонов на рынке из-за списания старого парка, а также с возможными проблемами Федеральной грузовой компании («дочка» РЖД), которой «УВЗ-Логистик» сдала в аренду вагоны по столь низким ставкам, что они не покрывали даже лизинговые платежи вагоновладельца. Прежний генеральный директор УВЗЛ Дмитрий Еремеев в 2015 году заключил договор о сдаче в аренду 27,2 тысяч вагонов ФГК всего за 450 рублей в сутки при том, что на сегодняшний день среднерыночный тариф 1500 рублей. Сейчас Еремеев находится в Лондоне, а ущерб от его действий в «Ростехе» оценивают в 118 млрд рублей.

Дефицит полувагонов всегда болезненно сказывается на всех отраслях экономики. В основном из-за регуляторики и сезонного дефицита ставки на предоставление полувагонов выросли за два года с 560 до 1500 рублей в сутки. Это связано также с тем, что рынок консолидирован   в руках нескольких крупнейших игроков. Одним из лидеров рынка железнодорожных грузоперевозок в нашей стране является аффилированнная с РЖД «Федеральная грузовая компания» (АО «ФГК»). По итогам I квартала 2017 года она заняла первое место в рейтинге INFOLine RAIL RUSSIA TOP по размеру вагонного парка (156,2 тыс единиц), объему перевозок (50,4 млн тонн) и грузообороту (104,5 млрд ткм). С изъятием у ФГК 27,2 тысяч вагонов позволит теперь занять первое место по объему парка и крупнейшему частному оператору вагонов (около 133 тысячи) «Первой грузовой компании». ООО «Газпромтранс», АО «Нефтетранссервис», ООО «Трансойл» - обслуживает грузы нефтяных и газовых гигантов. Интересы крупных игроков нередко пересекаются с монополией, что порой и приводит к сомнительным методам конкуренции на рынке. Например, среди входящих в ТОП10 крупнейших операторов вагонов есть компании, так или иначе аффилированные с РЖД. В частности компании «Вектор Рейл», собственниками которой являются Алексей Тайчер – генеральный директор и председатель правления ФГК, а также Тимур и Руслан Бабаевы – сыновья вице-президента РЖД Салмана Бабаева. При этом компания «Вектор Рейл» контролирует 50% другого крупнейшего перевозчика - АО «СГ-Транс». Таким образом, часть рынка железнодорожных грузоперевозок России оказалась под контролем Алексея Тайчера и семьи Бабаевых.

Прежде это настораживало Федеральную антимонопольную службу, которая в прошлом году нервно отреагировала на намерение ООО «Вектор Рейл» выкупить вторую половину АО «СГ-Транс» у АФК «Система». ФАС не согласовала данную сделку, указав, что в противном случае «ОАО РЖД образует с ними [АО «СГ-Транс» и ООО «Вектор Рейл»] вертикально интегрированную группу", у которой будет возможность контроля предоставления инфраструктуры транспорта операторам. (Так или иначе, сейчас «СГ-Транс» уже не водит в состав «АФК-Система»).

Нечистая игра

Рынок железнодорожных грузоперевозок очень чувствителен к любым проявлениям нечестной конкуренции, поскольку из без нее всегда хватало факторов для повышения ставок на вагоны. Последний раз серьезные предпосылки для дефицита вагонов возникли в 2015 году, когда правительство сократило предельный срок службы грузовой железнодорожной техники, окончательно запретив продление срока службы в прошлом году. Это привело к списанию 200 тысяч единиц транспорта, более половины из которых пришлись на сегмент полувагонов. Таким образом, значительная часть техники была пущена на металлолом, а операторы крупных вагонных парков смогли завышать цены для грузоотправителей. По словам руководителя ФАС Игоря Артемьева, ФГК первой на рынке подняла ставки, а за ней последовали и другие операторы подвижного состава. При этом, с учетом положения «дочки» РЖД на рынке, ей было предписано в течение 15 дней предоставлять экономическое обоснование повышения тарифов в случае, если их планируется увеличить более чем на 8% в квартал. ФГК проигнорировала данное предписание, ФАС возбудила против нее дело об административном правонарушении (№ 4-19.5-1210/00-03-16). По результатам проверки железнодорожникам пришлось заплатить штраф в 400 тыс рублей, что является ничтожной суммой на фоне прибыли, полученной ФГК и связанными с ней структурами в результате повышения тарифов. Грубый подсчет показывает, что железнодорожники, проигнорировав предписание ФАС, могли зарабатывать по 288 млн рублей в сутки, а их годовая выручка могла превысить 100 миллиардов рублей.

Разногласия между ФГК и «Ростех» начались после того как президент в 2016 году передал под управление последней «Уралвагонзавод». Недовольный низкой ценой договора аренды вагонного парка "УВЗ-Логистик" глава госкорпорации Сергей Чемезов добился расторжения договора и сейчас вернул в компанию 27, 2 тысячи вагонов. Некоторые участники рынка опасаются, что конфликт приведет к дефициту вагонов. «Это странные сомнения, поскольку «УВЗ-Логистик» сейчас надо компенсировать прежнюю низкую маржинальность от сдачи вагонов в аренду, поэтому вряд ли допустит простаивания вагонов в тупиках», - говорит генеральный директор «Инфраньюс» Алексей Безбородов.

«УВЗ-Логистик» теперь предстоит восстановить операционное управление вагонами. Как пояснили в «Ростехе», это будет нетрудно, поскольку прежде компания успешно управляла парком вагонов, пока ее бывший гендиректор не заключил невыгодный договор в интересах ФГК. "Сейчас пока вагоны дорабатывают по прежним контрактам, уже восстановлена система управления, чтобы оставить все вагоны на рынке", - сообщил "Эксперту" источник в "Ростехе".

Цена вопроса такова, что ситуацию вокруг «УВЗ-Логистик» могли привести к серьезному противостоянию двух госкорпораций – «Ростеха» и РЖД. Но, судя по всему, Сергей Чемезов одержал аппаратную победу, сумев договориться с президентом ОАО РЖД о передаче вагонов без громких скандалов и уголовных дел. Рынок же в целом получает положительный сигнал. Поскольку управляемый гигантским перевозчиком парк вагонов ФГК раздроблен, а значит, повысится в целом и уровень конкуренции. Если в самом деле "УВЗ-Логистик" будет испытывать дефицит клиентов, то она вполне может и уронить ставки ниже рынка.

Новости партнеров




    РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

    В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

    Люкс для регионов

    Международная гостиничная сеть Radisson Hotel Group считает Россию одним из приоритетных направлений для развития бизнеса. Компания планирует открывать новые отели, в первую очередь в регионах

    «В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

    Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга

    Умная квартира для умного города

    Умные технологии стремительно входят в жизнь. Сегодня искусственный интеллект может управлять не только домом и квартирой, но и целыми городами повышенной комфортности с комплексом инновационных инженерных решений

    Акции ММК сохраняют потенциал роста

    По мнению аналитиков, акции Магнитогорского металлургического комбината остаются недооцененными относительно конкурентов
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Доля сырья в российской экономике достигла абсолютного рекорда
      Впечатление, произведенное этим на Росстат, заставило его изменить методику
    2. Коронавирус: тревожная новость пришла из Китая
      Несколько дней назад появилась надежда на то, что коронавирус начал слабеть. Однако в конце недели в Китае произошел всплеск эпидемии.
    3. Коронавирус продолжает наступление на всех фронтах
      Эпидемия воздействует на все сферы жизнедеятельности людей, включая экономику.
    Реклама