Вовремя выйти из пике

Рынки
Москва, 31.01.2000
«Эксперт» №4 (217)
Российский авиапром выживет, если начнет работать как единый концерн, имеющий ясную и выполнимую программу действий. Но делать это нужно быстро

Еще двадцать лет назад советские самолеты считались одними из лучших в мире, а сейчас на них боятся летать даже сами пилоты. Это не удивительно - российский авиапром быстро деградирует. Хуже всего обстоят дела в гражданской авиации. С 1996 года в России ежегодно списываются в утиль по пятьсот лайнеров (данные ФСВТ), а новых не поступает и десятка. Денег у авиакомпаний нет, лизинговые схемы практически не работают, а на внешние рынки нас не пускают конкуренты. Из-за этого последние достижения наших конструкторов - пассажирские лайнеры Ил-96 и Ту-204, разработанные еще в восьмидесятых, - выпускаются мизерными партиями. Лучшие авиастроительные заводы, в советское время выпускавшие по сто лайнеров в год, сейчас занялись производством спортивных катеров и яхт.

Не намного лучше в России и с военным авиастроением. До последнего времени многие считали, что где-где, а в военной-то авиации равных нам нет. Оказалось, что это уже не так. Самый известный в мире разработчик и производитель боевых самолетов - корпорация "МиГ" - за последние пятнадцать лет не показала публике ни одной принципиально новой модели боевого самолета. Единственная надежда России - С-37 "Беркут", истребитель пятого поколения, выпущенный АВПК "Сухой", - пока представляет собой опытный образец, не завершивший летные испытания. Когда он будет запущен в серию и будет ли запущен вообще, сказать сейчас не может никто. Зато известно, что в этом году начнутся испытания его более дешевого американского конкурента - JSF, созданного на базе уже испытанного истребителя пятого поколения F-22 "Рэптор". Уже в 2005 году Америка вооружит ими свою армию и начнет поставки новых самолетов на экспорт. Тем не менее шанс у российских производителей еще остается. Творческий потенциал российских авиаконструкторов огромен. В наших КБ пылятся сотни перспективных разработок начиная с проектов авиадвигателей на криогенном топливе и заканчивая чертежами гиперзвуковых летательных аппаратов, реализация которых принесла бы нашей казне миллиарды долларов. Есть, в конце концов, целая отрасль, работу которой при определенных волевых усилиях и правильно поставленных целях можно сделать эффективной. Своими соображениями о том, как модернизировать отечественный авиапром и где найти деньги на новые проекты, с "Экспертом" делится генеральный директор АВПК "Сухой" Михаил Погосян.

- Недавний скандал вокруг "МиГа", в результате которого ослабевшую корпорацию чуть не растащили по кускам, ясно показал, что наш авиапром надо быстро объединять. В прошлом году вице-премьер Илья Клебанов заявил нашему журналу, что через три года в России должен остаться один авиаконцерн, в который войдут все предприятия российского авиапрома. Ни вы, ни, скажем, глава "МиГа" Николай Никитин против этого вроде бы не возражаете, но время идет, а кардинальных перемен все еще нет...

- То, что интеграция необходима, сейчас ясно всем. Но попытка объединять всех в одну компанию, первоначально не создав несколько крупных интегрированных структур вокруг Микояна

Новости партнеров

«Эксперт»
№4 (217) 31 января 2000
Ценовая политика
Содержание:
Обзор почты
На улице Правды
Реклама