Дефицит платежного баланса США в первом квартале 2000 года вырос еще на 6,5%, достигнув 102,3 млрд долларов. При этом внешнеторговый дефицит в апреле составил 30,44 млрд долларов, то есть практически не изменился по сравнению с мартом, несмотря на существенное снижение цен на нефть. Аналитики прогнозируют усиление давления на доллар - замедление темпов роста американской экономики на фоне подъема в Европе и Японии может затруднить финансирование огромного торгового дефицита за счет притока инвестиций.
Курс евро не испытал особых изменений - позитивные и негативные факторы уравновешивали друг друга. На продолжение экономической экспансии указывали данные о значительном росте розничных продаж в Германии. Индекс деловой активности IFO достиг в мае нового максимума с марта 1991 года - 102,1 против 101,2 месяцем ранее. Волнение трейдеров усилилось после объявления решения лидеров стран ЕС о вступлении Греции в Европейский экономический и валютный союз с 1 января 2001 года. Прирост индекса потребительских цен в зоне евро составил в мае 1,9% в годовом исчислении, не изменившись по сравнению с предыдущим месяцем. Таким образом, рост цен остается пока ниже целевого значения ЕЦБ (2,0%), что уменьшает вероятность нового повышения учетных ставок. Кроме того, глава ЕЦБ Вим Дуйзенберг, выступая перед Европарламентом, заявил, что недавнее решение повысить ставки сразу на 0,5 процентного пункта создает предпосылки для стабильного курса денежно-кредитной политики в течение нескольких месяцев. В конъюнктурном плане это заявление может оказать умеренно негативное влияние на курс евро, хотя его рост в средне- и долгосрочной перспективе пока не вызывает сомнений у аналитиков.
Национальный Банк Швейцарии вслед за ЕЦБ 14 июня объявил о повышении основной учетной ставки на 0,5 процентного пункта. Ужесточение кредитно-денежной политики вполне оправдано - годовые темпы роста экономики в последнем квартале 1999 года и в первом квартале 2000 года составили соответственно 4,4 и 4,0%. В результате курс швейцарского франка повышался до 1,615 по отношению к доллару.
Всю прошедшую неделю курс иены устойчиво рос, чему способствовали слухи о возможном увеличении учетных ставок в Японии уже на заседании ЦБ 17 июля. Эти спекуляции усилились после выступления 20 июня руководителя Банка Японии Масару Хайями. По его словам, последние экономические данные указывают на скорое окончание политики нулевых процентных ставок. Вслед за этим сообщением курс японской валюты вновь вплотную подошел к отметке 105 иен за доллар. С иным мнением выступил глава управления экономического планирования Японии Таити Сакайя. Он заявил, что в июле еще слишком рано повышать ставки. Но его высказывания не повлияли на упорство дилеров, похоже, в ближайшее время они попробуют пробить важный уровень сопротивления - 105 иен за доллар. Раньше их сдерживала перспектива интервенций, которыми угрожали японские чиновники каждый раз, как только курс приближался к этому уровню. Но теперь финансовые власти Японии все чаще говорят о приемлемости колебаний курса в коридоре 100-110 иен за доллар.
Трейдеры пытались оживить игру на курсе фунта стерлингов, который поднимался до 1,518 доллара. Как известно, кросс-курс евро/фунт подскочил за последние полтора месяца с 0,57 до 0,64 (максимум с ноября прошлого года). Принимая во внимание, что ЕС является основным торговым партнером Великобритании, столь сильная девальвация стерлинга против евро должна привести к существенному увеличению британского экспорта. Оживление экспорториентированного сектора промышленности в совокупности с сильным внутренним спросом и низкой безработицей могут вновь создать предпосылки для ускорения инфляции и роста учетных ставок.
Цены на нефть отличались крайней нестабильностью. Некоторые заявления, сделанные в преддверии встречи министров нефти стран ОПЕК в Вене, повысили вероятность принятия предложения Саудовской Аравии увеличить квоты добычи на 0,9 млн баррелей в день. Кроме того, ожидается, что Мексика и Норвегия, не входящие в ОПЕК, также объявят об увеличении поставок нефти на мировой рынок. Цена на нефть в Нью-Йорке 19 июня понизилась до 31,69 долларов за баррель, а цена за смесь брент в Лондоне опустилась до 28 долларов. Однако Иран, Венесуэла и ряд других стран продолжают настаивать на увеличении экспорта лишь на 0,5 млн баррелей в день. К закрытию Нью-Йоркской товарной биржи 20 июня цена июльских нефтяных фьючерсов вновь подскочила до 33,05 доллара.
При подготовке рубрики использовались данные информационного агентства "МФД-ИнфоЦентр" и ФК "Траст-сервис"