Новый исполнительный директор МВФ Хорст Келер в ходе своего первого публичного выступления в Национальном клубе печати в Вашингтоне признал ошибки, совершенные фондом в прошлом, и заявил о намерении реформировать его деятельность. По мнению Келера, задача МВФ должна заключаться в предотвращении кризисов "путем надзора и административной помощи" и "управлении по выходу из кризиса включая каталитическое кредитование". Другими словами, акцент будет делаться не на предоставлении кредитов, как ранее, а на содействии решению макроэкономических проблем в различных странах. В случае необходимости МВФ должен заниматься изоляцией "финансовой лихорадки" в одной из попавших в беду стран с целью предотвращения распространения экономического кризиса по всему миру, как это было в 1997-1998 годах.
В целом "спасение утопающих" становится задачей самих утопающих. Келер повторил тезис о том, что "лучше торговать, чем помогать". Увеличение потока капитала в развивающиеся страны с 5 млрд долларов в 1970-м до 140 млрд в прошлом году произошло главным образом благодаря росту торговли, а не иностранной помощи. Поэтому финансовую помощь МВФ вполне можно заменить на либерализацию Западом торговых правил. А главная роль в борьбе с бедностью, отметил Келер, в мире должна принадлежать не фонду, а "сестре" МВФ - Всемирному банку. Кстати, в качестве успешного примера преодоления экономических проблем Келер привел Россию - "великую страну", которая за год сумела уменьшить свои обязательства перед фондом с 20 млрд до почти 12 млрд долларов.
Неудачи МВФ при решении последствий азиатского кризиса, а также ряд скандалов, связанных с этой организацией, стоили места бывшему исполнительному директору фонда Мишелю Камдессю. Не последнюю роль в уходе Камдессю в отставку сыграли политические обвинения в его адрес (выделение кредитов на проведение президентских выборов в России), за которыми стояли некоторые американские политики. Немец Келер был назначен на пост нового исполнительного директора после многомесячных консультаций между США, Евросоюзом и Японией и считается компромиссной фигурой, одинаково устраивающей как европейцев, так и американцев.