В музейных сетях

11 сентября 2000, 00:00

На прошлой неделе дирекция московского Музея современного искусства открыла для публики новые залы. В них расположились последние приобретения, представляющие наше актуальное искусство, - работы Александра Бродского, Олега Кулика, Игоря Макаревича, Айдан Салаховой, - призванные осовременить кладовую современного искусства.

Не секрет, что коллекция эта вызывала у любителей искусства нарекания по двум причинам - из-за фрагментарности той части, которую можно было бы назвать предысторией современного искусства, и полного отсутствия работ последних лет. Самыми современными тогда были Татьяна Назаренко, Оскар Рабин да Эрнст Неизвестный. Похоже, эти очевидные пробелы не ускользнули и от Зураба Церетели, директора музея и президента Академии художеств по совместительству. Сначала он потратил 500 тысяч долларов на пополнение собрания классического авангарда, закупив в Нью-Йорке поздние работы Давида Бурлюка. Весной же Церетели произвел неизгладимое впечатление на художественную общественность своими покупками на ярмарке "Арт-Москва", с которой увез несколько бесспорных хитов из топ-листа, в том числе огромную инсталляцию "У телевизора" Александра Бродского. Теперь гигантские глиняные головы Бродского смотрят свой глиняный (работающий!) телевизор в отдельном затемненном зале.

На прямой вопрос, на какие деньги он сделал эти приобретения и на какие вообще средства существует музей, Церетели ответил лишь, что "зарплаты сотрудникам и все такое" - из московского бюджета, чем очередной раз дал повод подозревать, что пополняет музейную коллекцию он не иначе, как на свои. И судя по всему, несмотря на разорительность, будет приобретать впредь. Не зря же на открытии новых залов директор существующей при музее школы современного искусства Валерий Турчин загадочно сказал: "Музей незаметно раскидывает повсюду свои сети".