Дело не в количестве

Тема недели
Москва, 20.08.2001
«Эксперт» №30 (290)
Уменьшение количества банков не может быть основной целью банковской реформы

Когда в конце января в Госдуму поступили подготовленные Центробанком "Концептуальные вопросы развития банковской системы РФ", вряд ли кто-то предполагал, какое кипение страстей разгорится вокруг этого в общем-то специального и довольно скучного документа. Оговоримся, что слово "скучный" мы употребляем исключительно в том смысле, что предложения Центробанка не предусматривали каких-то революционных потрясений, а сводились к перечню бесспорно правильных, нужных и очевидных для всех целей и средств их достижения. Нужно укреплять устойчивость банковской системы, "исключающую возможность возникновения банковских кризисов"? Конечно! Стоит добиваться "повышения качества реализации банковским сектором функций по аккумулированию сбережений населения и предприятий и их трансформации в кредиты и инвестиции"? Разумеется! Надо восстанавливать и укреплять доверие к российской банковской системе "со стороны инвесторов, в том числе иностранных, и вкладчиков, в первую очередь населения"? Кто бы спорил! А уж предотвращать "использование банковской системы для целей недобросовестной коммерческой политики", как говорится, сам Бог велел.

Все это - относительно целей реформирования отечественной банковской системы. По поводу средств тоже все понятно - повышение прозрачности банков, их учредителей и кредиторов, переход на международные стандарты бухучета и отчетности, ужесточение требований к профессионализму банкиров... Все правильно. Так что большого резонанса появление концепции банковской реформы ни в обществе, ни в профессиональной среде не вызвало. Мало ли было у нас разных концепций. Одной больше, одной меньше - какая разница.

Если хилый - сразу в гроб!

Предложения по реформированию отечественной банковской системы, подготовленные и обнародованные в начале августа руководителем рабочей группы РСПП по банковской реформе Александром Мамутом, прозвучали как гром среди ясного неба, поскольку в них наряду с повторением положений центробанковской концепции (переход на международные стандарты отчетности) содержатся две очевидно революционные идеи.

РСПП предлагает вместо существующих сегодня трех видов банковских лицензий на различные виды деятельности (обычные, ограниченные и валютные) ввести два - федеральные и региональные, действующие по "географическому" признаку. Банки с федеральной лицензией получат право открывать филиалы в любом регионе, обслуживать любую клиентуру, включая бюджет и население, иметь прямые корсчета с иностранными банками и т. д., в то время как региональные лицензии позволяют работать только в одном или нескольких регионах. Таким образом, фактически предлагается создать трехступенчатую банковскую систему (ЦБ - федеральные банки - региональные банки) вместо нынешней двухступенчатой (ЦБ - коммерческие банки). Мало того, порог федеральной лицензии предлагается установить к 2002 году в 1 млрд рублей (2 млрд - к 2003-му, 3 млрд - к 2004-му), что означает фактическое прекращение деятельности основной массы существующих сегодня мелких и средних банков

Новости партнеров

«Эксперт»
№30 (290) 20 августа 2001
Банковская реформа
Содержание:
Обзор почты
Политика
На улице Правды
Реклама