Секрет процветания

Владимир Сальников
17 декабря 2001, 00:00

Чтобы успешно работать на внутреннем рынке, нашим производителям нужна самая малость - научиться делать качественные вещи

Самыми обсуждаемыми темами в сфере экономики сегодня являются прогнозы динамики нефтяных цен, курса рубля, долговых выплат, исполнения бюджета etc. Вопросы, безусловно, важные. Однако становится очевидно, что гораздо более важным является формирование самоподдерживающегося механизма промышленного роста, связанного с повышением эффективности и расширением производства в обрабатывающих отраслях. На сырьевом экспорте далеко не уедешь. Тем более что импорт, прежде всего потребительский, все больше активизируется.

Мы провели исследование конкурентных позиций потребительских отраслей отечественной промышленности на российском рынке. В работе были использованы данные Госкомстата РФ о динамике производства, продаж и накопления запасов, а также об уровне цен на отечественные товары и их импортные аналоги по важнейшим видам продукции потребительского назначения.

Сначала о хорошем. По результатам трех кварталов текущего года обнаружилось, что импортзамещение все еще продолжается в мясо-молочной и плодоовощной промышленности - темпы роста производства по основным товарам заметно опережают расширение потребления; товарные же запасы либо не растут, либо снижаются. В физическом выражении доля импорта по сравнению с докризисным 1997 годом сократилась в этих отраслях уже в два-два с половиной раза. Производителям плодоовощных консервов и соков помогает ощутимая ценовая конкурентоспособность - наши товары в среднем на 20-30% дешевле. По молочным продуктам ситуация в целом аналогична, правда, ценовая фора здесь сильно варьирует от товара к товару. А вот производители мясопродуктов бьются с импортерами в одном ценовом диапазоне. Причем если в прошлом году отечественные мясные продукты были в среднем на 4-6% дешевле импортных, то к концу текущего года ситуация стала прямо противоположной.

Весьма неплоха ситуация и на рынках кондитерских изделий, рыбных консервов, а также изделий из меха. Отечественные товаропроизводители совершили прорыв на рынок еще два года назад, в 1999 году. С тех пор завоеванные позиции удерживаются вполне успешно - производство растет в меру расширения внутреннего спроса. И это при том, что цены на отечественные товары и их импортные аналоги находятся практически на одном уровне.

На этом запас хороших новостей, увы, иссякает. По большинству продовольственных товаров и по целому ряду непродовольственных (сигареты, стройматериалы, швейные изделия, бытовая техника) хотя и сохраняется статус-кво в их противостоянии с импортом, но исключительно за счет заметной разницы в ценах. Очевидно, за этим скрывается уже устоявшийся раздел рынка: элитный спрос покрывается импортом, массовый - продуктами отечественного производства. Настораживает лишь то, что для удержания рынка цены на отечественную продукцию не должны превышать половины - двух третей от стоимости своих импортных аналогов. И соотношение это остается практически неизменным по крайней мере последние полтора года. Сказывается невысокий уровень доходов основной массы населения.

Наконец, об аутсайдерах, представленных непродовольственными товарами, которые сдают свои позиции. Производителей трикотажных изделий, обуви и телевизоров еще как-то можно понять: уровень цен на их продукцию лишь на 15-25% ниже импортных аналогов, а этого уже недостаточно для привлечения потребителя. Особенно же драматична ситуация с производством и продажей легковых автомобилей, мебели, посуды и парфюмерно-косметической продукции - тут импорт ведет бодрое наступление, несмотря на двух-трехкратный ценовой отрыв.

К сожалению, полученные результаты не дают особого повода для оптимизма. "Узок круг революционеров", сумевших совершить прорыв к новым ступеням качества, что позволяет им теперь конкурировать с импортом полноценно, в одной ценовой нише. Большинство держится на разнице в ценах, и многие уже сдают рынок импорту. Стоит лишь подрасти издержкам либо укрепиться рублю, и этот процесс заметно ускорится.

Острота проблемы восстановления потребительского импорта в нынешнем году была изрядно смягчена тем обстоятельством, что рынки расширялись вслед за ростом реальных доходов населения. Соответственно, даже сохранение доли рынка воспринималось позитивно - шел рост производства. Но что дальше?

Обозначившееся пробуксовывание промышленного подъема вкупе с ухудшением мировой конъюнктуры заставляет искать потенциальные источники роста на внутреннем рынке. Большие надежды возлагаются на дальнейшее повышение уровня доходов населения, способное подстегнуть внутренне ориентированный сектор экономики. При этом начинают забывать о проблеме конкурирующего импорта. Ведь рост доходов населения необходим, но явно недостаточен, потому как сопровождается смещением структуры спроса в сторону пусть более дорогой, но и более качественной продукции. И вполне реальной представляется опасность того, что большинство российских производителей товаров высокой степени обработки просто не смогут этот спрос удовлетворить.

Результаты трех лет экономического оживления, конечно, впечатляют, но ослеплять не должны. Многим отечественным внутренне ориентированным обрабатывающим производствам еще предстоит очень серьезный экзамен. Суть этого экзамена довольно бесхитростна - следует научиться делать качественные вещи.