Между ангелом и бесом

Культура
Москва, 25.02.2002
«Эксперт» №8 (315)
Жюри Берлинале не смогло сделать выбор между горькими реалиями и мечтой о стране чудес

В этом году на Берлинском кинофестивале произошли крупные административные изменения. Многолетнего директора Морица де Хадельна сменил Дитер Косслик. Обаятельный, улыбчивый и энергичный, Косслик известен своими демократическими убеждениями, свободно говорит по-английски, считается блестящим менеджером и всеми силами пытается пропагандировать немецкое кино. До того как принять руководство фестивалем, Косслик возглавлял кинофонд "Рейн-Вестфалия", занимавшийся финансированием национального кинопроизводства, и все удачные немецкие фильмы последних лет включая все проекты Тома Тыквера ("Беги, Лола, беги", "Человек в зимней спячке", "Принцесса и воин") сняты при его участии. Пока Косслик руководит и административной, и креативной частью, но уже к следующему году он хочет отказаться от бюрократических обязанностей и посвятить себя кинопрограммам.

Германская кинообщественность надеется, что Косслик сможет вывести Берлинский кинофестиваль на уровень Каннского. Но этого не случится до тех пор, пока фестиваль не прекратит приносить художественные критерии в жертву политическим. Берлинскому фестивалю, равно как и московскому, мешает навязанный ему статус национальной гордости. Фестиваль открывает глава государства, аккредитованных иностранцев просят зарегистрироваться в полиции, призы достаются идеологическим проектам. В этом году добавилась еще массированная пропаганда национального кинематографа - большая программа "Немецкие фильмы" и целых четыре (!) немецких фильма в конкурсе.

Для "Небес" Тома Тыквера, главной надежды и опоры немецкого кино, честь открыть фестиваль была забронирована в день начала монтажа картины. На "великий немецкий проект" были брошены лучшие силы - лучший немецкий режиссер, сценарий Кшиштофа Кеслевского, в главной роли - Кейт Бланшетт, снимали в Италии, финансировали всем миром. Но на фестивале Тыквер провалился - жюри оказалось достаточно благоразумным, чтобы не поддаться на пиар-провокацию и не одарить "Медведем" сентиментальную жвачку о том, как в девушку-убийцу поневоле влюбляется тюремный стенографист-переводчик и они улетают в небеса, так как нет им жизни на земле.

Гран-при жюри - вторую по значению награду фестиваля - получил фильм "Половина лестницы" ("Halbe Treppe"). Режиссер Андреас Дрезен, родившийся и выросший в бывшей ГДР, снял "дешевый фильм с дорогими идеями" о том, что в сорок лет жизнь только начинается, о ценности семьи, о возможности любви в глухих районах Восточного Берлина. Половина лестницы - это пройденный путь, но половина-то еще впереди. "Halbe Treppe" - полная импровизация, актеры придумали супружеские отношения прямо на съемочной площадке (кстати, в титрах актеры названы еще и сценаристами), и эта поэтизация реальности устроила как ценителей пленочного постановочного шикарного кино, так и сторонников цифровых технологий.

Компромисс

Что касается главных наград, то жюри во главе с индианкой Мирой Наир сделало выбор более чем странный, поделив "Золотого медведя" между японским мультиком "Унесенные духом" ("Sp

У партнеров

    «Эксперт»
    №8 (315) 25 февраля 2002
    Спад в экономике
    Содержание:
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама