Прошлой весной я беседовал с Владимиром Видеманом в Берлине, и речь шла об антиглобализме. Мой собеседник утверждал, что североамериканцы и европейцы вкладывают в это слово совершенно разные смыслы. Антиглобализм в США - это движение среднего класса, потребителей, гражданских организаций за усиление государственного и общественного контроля над ТНК; в Европе же антиглобализм стал знаменем разношерстных радикальных партий и сект как правого, так и левого толка.
В публикуемой сегодня статье "Окно в Европу или дверь в Америку" Видеман уже прямо предлагает России включиться в американский цивилизационный проект, считая, что он эффективнее в целом и более адекватен России, чем новый "европейский концерт". Тут надо напомнить этимологию выражения. Концертом называли союз европейских держав - России, Великобритании, Австрии и Пруссии, заключенный после разгрома Наполеона (благодушные победители вскоре приняли в свои ряды и Францию) и в течение нескольких десятилетий определявший глобальную политику и поддерживавший более или менее стабильный мир. Сегодня же, когда человечество в очередной раз вступило в фазу нестабильности, умами интеллектуалов и политиков всех континентов овладевает мысль о новых концертах, о новых геополитических конфигурациях, которые смогли бы уберечь от войны всех против всех. Ведь, как показали процессы распада Югославии и умиротворения Ирака, основанная на принципе консенсуса Организация Объединенных Наций не способна эффективно защищать суверенитеты стран и права граждан, и, скорее всего, ее ждет печальная судьба предшественницы - Лиги Наций. По той же причине и НАТО не справляется с функциями концерта, и ее, видимо, ждет судьба Варшавского договора.
Возможно, с нашей стороны неосмотрительно печатать статью с призывом вступать в Американскую зону свободной торговли и заключить двусторонний военный союз с США в те самые дни, когда "все прогрессивное человечество" пытается удержать "американскую военщину" от операции в Ираке. С каждым днем споров за Штатами укрепляется имидж "плохих парней", а в импровизированной коалиции противостоящих им в Совбезе ООН "хороших парней" - почти весь бывший европейский концерт, исключая, понятно, Британию. И потому особенно велик соблазн принять линию раздела по иракским резолюциям за границу нового геополитического противостояния.
Однако поддаться ему было бы большой ошибкой. Во-первых, международная политика - не Голливуд, и в ней "хороших парней" не бывает никогда. То, что ряд государств объединен решимостью не допустить военной акции в Ираке, означает только, что это не в их национальных интересах. И общность позиции по очень важному, но все-таки частному вопросу не может быть фундаментом для прочного стратегического союза. А значит, нет никакого смысла даже временно прекращать дискуссию о будущем геополитическом и геоэкономическом позиционировании России.
Заметим, что самые массовые и организованные антивоенные акции проходят сейчас не в Европе и тем более не в России, а в США, Великобритании и Австралии, правительства которых занимают самую непримиримую позицию в отношении Ирака, а свободная пресса ведет массированную и хорошо скоординированную пропаганду войны. И дело тут вовсе не в том, что население этих стран боится посылать своих мужчин в Ирак, - им уже объяснили, что бояться нечего, война будет бескровной. В этом факте видится еще одно коренное отличие между европейским континентальным и "островным" англосаксонским устройством гражданского общества. Если в Америке тысячи организаций домохозяек, потребителей товаров и любителей животных выходят протестовать против войны или засилья транснациональных корпораций, то они это и имеют в виду. Если в Европе тысячи троцкистских, фашистских, маоистских и иных партеек и сект выводят людей на улицы под антиглобалистскими или антивоенными лозунгами, они имеют в виду будущие выборы или будущие революции. Видеману явно больше нравится первый вариант, и он хотел бы, чтобы именно его Россия взяла за образец.
Вопросы о том, в какой из глобальных концертов России следует вступить - европейский, американский или, может быть, азиатско-тихоокеанский, будет обсуждаться еще очень долго - всеми сторонами и всесторонне, и это очень полезное обсуждение. Но поскольку ни в одном из этих концертов России не светит роль хотя бы первой скрипки (а иные позиции никогда не были для нее приемлемы) и сомнительно, что нынешние дирижеры станут особенно заботиться о защите ее интересов, то, пожалуй, лучше было бы попытаться создать собственный ансамбль. Например, квартет в составе России, Украины, Белоруссии и Казахстана, о чем было заявлено лидерами этих стран две недели назад.