Оптимизаторы

Экономика и финансы
Москва, 10.03.2003
«Эксперт» №9 (363)
Фронтальное сокращение бюджетных расходов на образование, науку, здравоохранение и культуру нельзя делать приоритетом государственной финансовой политики

Развитие экономики в последнем квартале 2002 года выявило некоторые тревожные тенденции - темпы экономического роста стали снижаться, несмотря на весьма благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру. Наблюдалась низкая инвестиционная активность, несмотря на то что предприятия-экспортеры, в особенности нефтяные компании, накопили большие свободные средства. Снижалась интенсивность промышленного производства в ряде отраслей, ориентированных на внутренний спрос, прежде всего в машиностроении. Например, заметно упало производство легковых автомобилей, не выдерживающих конкуренции с импортными аналогами.

Эти факты указывают на необходимость повышения конкурентоспособности нашей обрабатывающей промышленности путем обновления производства, перехода к высоким технологиям. Для этого нужны большие средства, которые можно было бы получить путем перераспределения свободных средств экспортеров через банковскую систему и фондовой рынок. Однако этот механизм не работает в должной мере. Поэтому в правительственных кругах появилась идея расширить инвестиционные возможности перерабатывающей промышленности посредством снижения взимаемых с нее налогов. При этом неявно предполагается, без достаточных, на мой взгляд, оснований, что средства от снижения налогов предприниматели обязательно направят на инвестиции внутри страны.

Поскольку авторы этой идеи в то же время хотят сохранить профицит бюджета, они выдвигают требование сокращения бюджетных расходов. Образована правительственная комиссия по вопросам оптимизации бюджетных расходов, которая должна к 1 апреля подготовить предложения по их экономии. Безусловно, в бюджетной сфере имеются большие резервы по повышению эффективности расходов. Достаточно вспомнить о Чечне, в которой значительные суммы бесследно исчезают, как в "черной дыре". Широко известны также многочисленные случаи расхищения бюджетных средств в ходе закупок товаров и услуг для бюджетных организаций, которые сопровождаются "откатами" различным чиновникам. Неудержимо растет аппарат управления на всех уровнях властной вертикали.

Однако велика вероятность того, что работа по оптимизации бюджетных расходов сведется прежде всего к сокращению бюджетного финансирования социальной сферы - здравоохранения, образования, науки, культуры. Среди правительственных чиновников широко распространено мнение о том, что такое сокращение не повредит экономическому развитию, наоборот, увеличение финансирования ведет к отрицательным последствиям. Сторонники такого подхода исходят из того, что дополнительные суммы пойдут на непроизводительные цели. Они забывают, что вложения в человека, как свидетельствует мировой опыт, являются высокодоходными инвестициями.

Показателен ответ премьер-министра Михаила Касьянова на вопрос о возможности повышения зарплаты бюджетникам за счет накопленного бюджетного профицита. На заседании Госдумы 12 февраля этого года он заявил: "Повысив заработную плату, не обеспечив это материальным производством и всем другим, как и положено в общей макроэкон

Новости партнеров

«Эксперт»
№9 (363) 10 марта 2003
Реформа энергетики
Содержание:
Реформа без правительства

Хотя официально реформа энергетики должна начаться не раньше 2005 года, фактически она уже идет. Ее главными движущими силами являются региональные власти и крупный бизнес

Наука и технологии
Реклама