Бюрократический переворот

Политика
Москва, 07.04.2003
«Эксперт» №13 (367)
Новое избирательное законодательство произвело настоящий переворот в отношении свободы слова, права на информацию, права избирать и быть избранным. Эти права и свободы изъяты у граждан и переданы партийной и чиновничьей бюрократии

За несколько месяцев до старта очередной избирательной кампании по выборам депутатов Государственной думы заканчивается реформирование российской избирательной системы. Президент внес в Думу завершающий пакет поправок в законы о средствах массовой информации, благотворительной деятельности, в Административный и Уголовный кодексы, чтобы привести их в соответствие с принятыми ранее законами, регламентирующими электоральный процесс. Наиболее серьезно эти изменения касаются участия СМИ в этом процессе.

В прежней редакции закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" указывалось, что "государство обеспечивает гражданам Российской Федерации, общественным объединениям, политическим партиям при проведении выборов и референдума свободное проведение агитации в соответствии с законом" (п. 1 ст. 37). Как видим, прежний базовый закон не только не исключал граждан и общественные объединения из числа субъектов, имеющих право на проведение предвыборной агитации, но и гарантировал им это право. Соответственно и средства массовой информации не только могли вести агитацию политической направленности, но и в режиме платного или бесплатного эфира предоставлять время кандидатам, партиям, блокам, общественным объединениям и просто гражданам. А вот согласно новой редакции "граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию" (п. 1 ст. 48). Здесь право на свободное проведение предвыборной агитации ограничивается подменой принципа "разрешено все, что не запрещено" формулой "разрешено только то, что указано". Однако парадокс состоит в том, что каких-то конкретных форм в законе не предусмотрено. Более того, законодатель полностью исключил возможность политической агитации и свободного выражения гражданами своего мнения, закрепив в пункте 5 указанной статьи норму, в соответствии с которой расходы на проведение предвыборной агитации могут осуществляться исключительно за счет средств избирательных фондов, правом же создавать их наделены только кандидаты и партии.

Таким образом, закон урезает не только избирательные права граждан, но и свободу слова, право на информацию, гарантированные Конституцией. На период выборов он ограничивает свободное функционирование российской политической системы, так как из нее на это время исключаются целые сегменты (граждане, общественные объединения, СМИ, некоммерческие организации), которые публично не могут сказать ни слова. Получается, что на период избирательной кампании свобода слова и право на информацию гарантируется только для зарегистрированных кандидатов и избирательных объединений, а все другие субъекты политической жизни из нее попросту исключены.

Нынешний избирательный закон в части соотношения свободы слова, права на информацию и права избирать и быть избранным произвел бюрократический переворот, изъяв эти права и свободы у граждан и передав их исключительно партийной и чин

У партнеров

    «Эксперт»
    №13 (367) 7 апреля 2003
    Съезд партии власти
    Содержание:
    Партия всего хорошего

    На своем съезде "Единая Россия" провозгласила идеологию гражданской солидарности и обещала создать систему перераспределения доходов в интересах большинства. Тем самым она позиционировала себя как вполне левая социал-демократическая партия

    Обзор почты
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Наука и технологии
    Реклама