Бюрократический переворот

Александр Иванченко
7 апреля 2003, 00:00

Новое избирательное законодательство произвело настоящий переворот в отношении свободы слова, права на информацию, права избирать и быть избранным. Эти права и свободы изъяты у граждан и переданы партийной и чиновничьей бюрократии

За несколько месяцев до старта очередной избирательной кампании по выборам депутатов Государственной думы заканчивается реформирование российской избирательной системы. Президент внес в Думу завершающий пакет поправок в законы о средствах массовой информации, благотворительной деятельности, в Административный и Уголовный кодексы, чтобы привести их в соответствие с принятыми ранее законами, регламентирующими электоральный процесс. Наиболее серьезно эти изменения касаются участия СМИ в этом процессе.

В прежней редакции закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" указывалось, что "государство обеспечивает гражданам Российской Федерации, общественным объединениям, политическим партиям при проведении выборов и референдума свободное проведение агитации в соответствии с законом" (п. 1 ст. 37). Как видим, прежний базовый закон не только не исключал граждан и общественные объединения из числа субъектов, имеющих право на проведение предвыборной агитации, но и гарантировал им это право. Соответственно и средства массовой информации не только могли вести агитацию политической направленности, но и в режиме платного или бесплатного эфира предоставлять время кандидатам, партиям, блокам, общественным объединениям и просто гражданам. А вот согласно новой редакции "граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию" (п. 1 ст. 48). Здесь право на свободное проведение предвыборной агитации ограничивается подменой принципа "разрешено все, что не запрещено" формулой "разрешено только то, что указано". Однако парадокс состоит в том, что каких-то конкретных форм в законе не предусмотрено. Более того, законодатель полностью исключил возможность политической агитации и свободного выражения гражданами своего мнения, закрепив в пункте 5 указанной статьи норму, в соответствии с которой расходы на проведение предвыборной агитации могут осуществляться исключительно за счет средств избирательных фондов, правом же создавать их наделены только кандидаты и партии.

Таким образом, закон урезает не только избирательные права граждан, но и свободу слова, право на информацию, гарантированные Конституцией. На период выборов он ограничивает свободное функционирование российской политической системы, так как из нее на это время исключаются целые сегменты (граждане, общественные объединения, СМИ, некоммерческие организации), которые публично не могут сказать ни слова. Получается, что на период избирательной кампании свобода слова и право на информацию гарантируется только для зарегистрированных кандидатов и избирательных объединений, а все другие субъекты политической жизни из нее попросту исключены.

Нынешний избирательный закон в части соотношения свободы слова, права на информацию и права избирать и быть избранным произвел бюрократический переворот, изъяв эти права и свободы у граждан и передав их исключительно партийной и чиновничьей бюрократии. И сделано это весьма экстравагантным способом. В законе появилась специальная глава "Гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах", которая заменила прежнюю главу о предвыборной агитации. И теперь агитация является всего лишь разновидностью информационного обеспечения выборов, которое осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, избирательными комиссиями, организациями, осуществляющими выпуск СМИ. В таком контексте информирование становится прерогативой исключительно властных структур, а выборы без права на агитацию превращаются в простую формальность, механизм регулируемой демократии.

Предвыборная агитация - это никак не информационное обеспечение выборов чиновниками от власти, это важнейшая часть политической жизни страны, она представляет собой важнейшее проявление свободы слова, гарантированной Конституцией, в том числе и на время выборов. Совмещение в одной главе информирования избирателей органами государственной власти и избирательными комиссиями с предвыборной агитацией, круг субъектов которой гораздо шире, - это не просто непрофессионализм, это бюрократическое поражение граждан, общественных объединений, журналистов, СМИ в их правах. Теперь, например, журналисты, информируя население о выборах, будут делать это исключительно по согласованному с органами власти тексту без права на комментарии.

Закон о гарантиях избирательных прав откровенно вторгся не в свою сферу правоотношений. Это в первую очередь ударит по всем институтам гражданского общества, но в наибольшей степени от этого пострадают журналисты. Если следовать буквальному смыслу закона, их профессиональная деятельность оказывается под запретом с момента объявления избирательной кампании и до дня опубликования участниками выборов отчетов о расходовании средств, выделенных на выборы. По нашему мнению, подобные ограничения не вписываются ни в здравую законодательную логику, ни в логику цивилизованного политического процесса.