Создание венчурных фондов в России входит в моду. В прошлом году не было создано ни одного нового фонда. В этом за первое полугодие - уже два. Только в прошлом номере мы написали об открытии в Москве венчурного фонда Intel Capital, и вот теперь "Альфа".
объем фонда для России совсем немалый. Для сравнения: такой же объем имел первый фонд фирмы Mint Capital, открытый в 2001 году и сейчас уже по большей части инвестированный. Интересно, что фонд "Русские технологии" был создан не в рамках существующих структур "Альфы" по управлению активами, а выделен в самостоятельную дочернюю компанию, где сейчас работает примерно полтора десятка человек. Основными направлениями, в которых будет работать новый венчурный фонд, организаторы называют биотехнологии и новые материалы. Планируется, что проинвестировано будет от десяти до пятнадцати инновационных проектов.
Что подвигло "Альфу" выделять средства на инновационный бизнес? Не исключено, что дело в излишке финансовых ресурсов, который образовался у "Альфы" после продажи своих нефтяных активов BP. Но почему все-таки непопулярный до сих пор среди наших олигархов венчур? Скорее всего, причина в том, что у руководства группы хорошее чувство конъюнктуры. Сегодня венчурный рынок находится на той же стадии развития, что и агропром года три назад (в сельское хозяйство "Альфа" тоже пошла одной из первых - в 2000 году), - большие перспективы, отсутствие серьезной конкуренции и, что тоже немаловажно, политическая поддержка. Кстати, буквально на следующий день после объявления о создании "Русских технологий" вице-премьер Борис Алешин пообещал создать в России комфортные условия венчурным инвесторам.
Можно ожидать, что спустя некоторое время, если "Альфа" добьется успеха на новом поприще, по ее стопам двинутся и другие представители крупного российского бизнеса. Опыт показывает, что ни одна страна, вошедшая в число технологических лидеров, не стала таковым благодаря иностранным инвесторам: первые венчурные фонды всегда принадлежали местному капиталу, а международные венчурные капиталисты приходили уже на готовое поле.