Господин графоман

Культура
Москва, 09.06.2003
В третий раз состоялось вручение популярной премии "Национальный бестселлер". Выловить в унылом литературном потоке настоящий бестселлер членам жюри удалось с трудом

Неделю назад в осажденном VIP-гостями юбилейном Петербурге тихо-мирно прошло вручение самой скандальной и самой популярной на сегодняшний день российской литературной премии "Национальный бестселлер". Премия эта вручается лишь в третий раз. Однако за недолгое время своего существования она успела обратить на себя внимание широкой публики - чего до сих пор не удалось (да, видимо, не очень-то и хотелось) ни престижному "Букеру", ни премии Аполлона Григорьева. Секрет в том, что "Нацбест" сознательно позиционируется как премия демократичная и провокационная - в отличие от "высоколобых" российских литературных премий, где принято увенчивать лаврами произведения, больше известные критикам, чем читателям, и обладающие полным набором качеств "высокой литературы".

Как и в предыдущие два года, шорт-лист "Нацбеста" выглядел весьма провокационно и включал в себя книги абсолютно, казалось бы, несовместимые. Однако на этот раз обошлось без скандала - после прошлогоднего триумфа прохановского "Господина Гексогена" публика, кажется, утратила способность удивляться или негодовать и любой выбор нынешнего жюри заранее готова была воспринять спокойно.

Учредители премии настаивают на том, что вся процедура голосования абсолютно прозрачна. Из лонг-листа (он состоит из книг, номинированных различными издателями, редакторами, критиками и писателями) большое жюри выбирает шесть произведений - они и входят в шорт-лист. Затем малое жюри (шесть человек) выбирает победителя. Любопытно, что малое жюри составляется не из литературных критиков, а из представителей различных слоев читающей публики - сюда, как правило, входят актеры, модельеры, журналисты, политики и - обязательно - финалист прошлого года (на этот раз в жюри вошли журналисты Лев Данилкин, Леонид Парфенов и Александр Привалов, писатели Александр Проханов и Ирина Денежкина и актриса Александра Куликова, а председателем был Валентин Юдашкин). Такой подход позволяет сторонникам "высоколобых" премий говорить о непрофессионализме "Нацбеста". Однако организаторы его утверждают, что это - попытка выйти за пределы узкого профессионального круга, где личные симпатии и антипатии, как правило, превалируют, и, таким образом, добиться объективного взгляда на литературу.

Судя по всему, "Нацбест" сегодня действительно более, чем какая-либо другая премия, способен продемонстрировать срез реальной литературной ситуации - и дело здесь не только в "непредвзятом" жюри. Важно и то, что к премии допускаются очень разношерстные номинанты, и то, что книги-финалисты действительно вызывают большой общественный резонанс, а не просто "раскручиваются" организаторами премии. Словом, литературная картина вырисовывается довольно четко. Другое дело, что мне (в качестве члена большого жюри прочитавшей немалое количество номинированных книг) картина эта показалась довольно пугающей.

Ненужный Ять

В этом году премия (10 тысяч долларов и пятидесятитысячный тираж) досталась двум молодым рижским писателям, Александру Гарросу и Алексею Евдокимову, за ром

Новости партнеров

«Эксперт»
№21 (375) 9 июня 2003
Геополитика
Содержание:
Отложенный выбор

Новое потепление между Россией и Соединенными Штатами будет еще короче предыдущего

Обзор почты
Наука и технологии
Русский бизнес
Реклама