Что умрет в Ираке

Шамсудин Мамаев
8 сентября 2003, 00:00

Соединенные Штаты и Великобритания не способны ни контролировать ситуацию в оккупированном Ираке, ни признать это

"Франция и Россия проявили неожиданный интерес к освобождению Ирака - не только от террористов, мародеров и надоедливых соседей. Они хотят освободить его от американских, английских и других сил, которые не щадя себя добивались установления мира. Никто не отрицает, что у США не все шло гладко в восстановлении Ирака, однако кто сказал, что ООН лучше подходит для этой работы? Взрыв, прогремевший в пятницу около мечети в Неджефе, подтверждает то, что стало ясно после взрыва в штаб-квартире ООН в Багдаде: те, кто их осуществляет, настроены не против американцев или против англичан. Они настроены против стабильности" - так отреагировала The Wall Street Journal в своих редакционных комментариях от 2 сентября на последние заявления президента России Владимира Путина в Италии и предшествовавшие им заявления французского президента Жака Ширака. Комментарии эти сопровождали главную презентацию газеты - статью первого замминистра обороны США и главного неоконсервативного идеолога в Пентагоне Пола Вулфовица "Поддержите наши войска".

"Мы наблюдаем сегодня не просто раскручивающуюся спираль насилия. Мы констатируем фильтрацию на территорию Ирака международных террористов. Нас это очень беспокоит. И самая первая задача - остановить эту эскалацию насилия. Международное сообщество в лице ООН - самый лучший исполнитель этого плана", - такое предложение сформулировал Владимир Путин при встрече с премьер-министром Италии Сильвио Берлускони. Российский президент дал понять, что не будет возражать против того, чтобы международный воинский контингент ООН находился под американским командованием. Однако "нужна соответствующая резолюция СБ ООН. Это принципиально важно. Нужно, чтобы мы сделали союзниками всех участников процесса, - сказал он. - Это может быть достигнуто только в том случае, если все участники процесса убедятся в том, что международное сообщество в лице Организации Объединенных Наций не лакирует ситуацию, не прикрывает чью-то деятельность, а принимает решения. И такие решения, которые самым быстрым и эффективным способом были бы способны восстановить суверенитет иракского народа".

Возражая против расширения мандата ООН, Вулфовиц меняет местами причину и следствие. Ведь понятно, что террористы именно потому и подрывают стабильность в Ираке, что ненавидят оккупантов, а не наоборот. Да и говорить, что у "США не все гладко" в Ираке, значит не сказать ничего - динамика событий в Ираке разворачивается по наихудшему сценарию, и страна оказалась на пороге большой гражданской войны. Однако его утверждение о том, что "если мы не добьемся успеха в Ираке - мы не добьемся успеха в глобальной войне с терроризмом", справедливо. Американцы завели дело в Ираке так далеко, что мировое сообщество, в том числе и Россия, просто не может оставаться в стороне. И если ООН все же получит "мандат на спасение Ирака", то в составе многонациональных сил могут оказаться и российские миротворцы.

О сердцах и душах

Еще в начале июля ряд сенаторов и даже спецпредставитель президента США в Багдаде Пол Бремер начали настоятельно просить Джорджа Буша увеличить численность американских войск в Ираке, хотя антитеррористическая доктрина США не предполагает использования американских войск для миротворческих операций. Для изучения ситуации на месте в Ирак по совместному поручению Пола Бремера и министра обороны США Доналда Рамсфелда отправилась команда экспертов Центра стратегических и международных исследований (CSIS). "Иракское население живет чрезмерно завышенными ожиданиями, и окно сотрудничества может очень быстро закрыться, если люди не увидят прогресса в установлении порядка, восстановлении коммунальных услуг, в появлении политических и экономических перспектив. Сердца и души ключевых суннитских и шиитских общин могут быть завоеваны, только если в кратчайшее время будет восстановлен порядок. Следующие двенадцать месяцев будут решающими, а следующие три месяца критическими для того, чтобы переломить ситуацию с безопасностью", - таков один из выводов доклада комиссии, опубликованного 17 июля.

Еще через пять дней с аналогичным, но еще более жестким, хотя и дипломатически завуалированным предупреждением выступил в Совете Безопасности ООН тогдашний представитель генсека ООН в Ираке бразилец Сержиу Виейра ди Меллу: "Я несколько недель путешествовал по Ираку и беседовал с самыми разными представителями иракского населения. Первое: они хотят видеть себя у руля власти в стране. Кроме того, они хотят порядка, восстановления коммунальных и других базовых услуг. И все они - даже те, кто настроен крайне критично, - выступают за энергичную и центральную роль ООН". Проще говоря, Сержиу ди Меллу весьма настойчиво порекомендовал вашингтонской администрации побыстрее передать власть в этой стране в какие-нибудь другие руки. Тем более что начало этому процессу уже было положено - в июле, после многочисленных демонстраций местных жителей и перестрелок с ними, американские войска покинули иракский город Фаллуджу, передав власть местным полицейским.

Наконец, в конце июля с инспекционным визитом в Ирак прибыл и представитель Пентагона - тот самый Пол Вулфовиц. Эта неделя оказалась для американцев самой кровавой после войны - 13 погибших солдат. Спрошенный об этом журналистами Вулфовиц дал понять, что, возможно, это всего лишь временная вспышка террора, связанная с блестящим успехом американского спецназа, только что уничтожившего сыновей Саддама Хусейна. И поделился своими личными наблюдениями о том, что иракцами движут два основных чувства: любовь к американцам и страх перед Саддамом. Одна из главных проблем, по его мнению, заключается в том, что два ведущих арабских телеканала "Аль-Джазира" и "Аль-Арабия" предвзято освещают события в Ираке, "стимулируя насилие, направленное против американских войск". Вулфовиц заявил, что оба эти канала связаны с правительствами иностранных государств, хотя и не назвал их. "Эти правительства должны остановиться и понять, что это не игра, что они подвергают опасности жизнь американских военных".

Американцы завели дело в Ираке так далеко, что мировое сообщество, в том числе и Россия, просто не могут оставаться в стороне. И если ООН все же получит "мандат на спасение Ирака", то в составе многонациональных сил могут оказаться и российские миротворцы

Вулфовиц пришел к твердому выводу, что никакие новые контингенты войск Ираку не нужны: "Когда несколько дней азад мы объявили набор добровольцев в новую иракскую армию, то в первые же двадцать четыре часа записалось, по-моему, семь тысяч человек". Да и вообще для борьбы с террористами нужны разведка и сеть осведомителей. И вот как раз здесь американцев - после гибели сыновей Саддама - ждет прорыв. Исчезнет страх и восторжествует любовь. Если, конечно, удастся заставить замолчать "Аль-Джазиру".

Однако август в Ираке оказался ужасным. Похоже, террористы изучили доклад экспертов CSIS куда лучше Пола Вулфовица. Они не стали полагаться на тайную любовь иракцев, а изменили тактику и ударили по тем самым "сердцам и душам", которые возлагали свои надежды на американцев, и перешли к "черному террору", взрывая в людных местах снаряженные взрывчаткой автомобили. Сначала было иорданское посольство, затем представительство ООН, и завершился месяц взрывом автомобиля у мечети в Неджефе. Число жертв терактов постоянно росло - 12 погибших и 48 раненых у стен иорданского посольства, 17 погибших (среди них Сержиу ди Меллу) и более 60 раненых в представительстве ООН и, наконец, взрыв у мечети имама Али унес свыше 120 жизней, а ранения получили более 300 человек. Кроме того, идет охота как на самих американцев, так и на иракских полицейских, которые с ними слишком тесно сотрудничают. Постоянно взрываются нефте-, газо- и даже водопроводы и линии электропередачи.

Детерминанта Доббинса

Интересно, что как раз в конце июля, когда Вулфовиц вынес вердикт о ненужности посылки новых контингентов войск в Ирак, авторитетная американская исследовательская корпорация Rand издала книгу "Роль Америки в постконфликтном восстановлении: от Германии до Ирака". Одним из ее соавторов является Джеймс Доббинс. Он был специальным представителем Джорджа Буша в послеталибовском Афганистане, а до этого, в девяностых годах, руководил восстановлением в Боснии, Гаити и Сомали. Его выводы неутешительны - США действуют в Ираке прямо противоположно тому, как надо.

"Наиболее важной детерминантой" успешного демократического постконфликтного восстановления этих стран, утверждает Доббинс, были не их демократический опыт, степень вестернизации или наличие-отсутствие ценностей среднего класса, а "уровень усилий", вложенных иностранными спонсорами и измеряемый количеством войск, денег и потраченным временем. В частности, чтобы довести иракский уровень оккупации (измеряемый в количестве иностранных солдат на душу населения) до боснийского, нужно разместить здесь 258 тыс. человек (то есть требуется еще 100 тыс. солдат), а если доводить до уровня Косово - еще 360 тыс. солдат.

Доббинс утверждает, что уровень потерь как среди солдат, так и среди населения обратно пропорционален уровню оккупации: высокие потери были как раз в странах с низким уровнем оккупации - Сомали, Афганистане и теперь в Ираке. В то время как в Германии, Японии, Боснии и Косово, где уровень оккупации был высок, боевых потерь в послевоенное время не наблюдалось. Более того, статистика показывает, что обеспечение безопасности имеет коварную тенденцию превращаться в проблему как раз после тех войн, которые заканчивались с наименьшими потерями. "Похоже, чем быстрее и бескровнее наступит военная победа, тем сложнее может стать постконфликтное восстановление", - пишет Доббинс. Именно это и случилось с Пентагоном в Ираке - неоконсерваторы, убежденные в том, что западная демократия является подарком сама по себе, просто не поняли, что для иракцев программа "Нефть в обмен на демократию" выглядит нелепостью и надувательством.

Неоконсерваторы понимают, что силы поддержания порядка в Ираке нужны ничуть не меньше, чем, скажем, в Афганистане. Но афганский процесс управляется мандатом Совета Безопасности ООН. А такой же мандат для Ирака погубит все американские планы по переустройству Ближнего Востока. "Саддам Хусейн отправится на свалку истории не один, ирония в том, что он заберет с собой ООН. Может быть, не целиком. Но что умрет в Ираке, так это фантазии об ООН как фундаменте нового мирового порядка", - ликовал на следующий день после начала иракской войны Ричард Перл, возглавлявший в то время Консультативный совет по оборонной политике при Пентагоне. И сегодня Пентагон выступает исключительно за расширение состава нынешней англо-американской коалиции.

Потенциал дальнейшего расширения за счет сателлитов уже исчерпан. Сейчас в Ираке помимо 138 тыс. американских и 23 тыс. британских солдат находятся немногочисленные подразделения из 26 других стран. А Индия, Турция, Пакистан, не говоря уже о Франции, Германии, России или арабских странах, ставят свои условия участия в послевоенном обустройстве Ирака. И главным является как раз требование вновь сделать ООН фундаментом мирового порядка.

К тайному неудовольствию пентагоновских неоконсерваторов - The Wall Street Journal является одним из их традиционных рупоров - взрыв представительства ООН так встряхнул "реалистов" из госдепа, что 26 августа заместитель госсекретаря США Ричард Армитидж провел пресс-конференцию, где сообщил, что Соединенные Штаты вместе со своими коллегами из Совета Безопасности ООН начали рассматривать различные варианты формирования в Ираке многонациональной коалиции по мандату ООН. В частности, явно пытаясь смягчить сопротивление Пентагона, он назвал возможность формирования такой коалиции по мандату ООН, но под командованием американского генерала - вероятно, именно о приемлемости такого варианта и говорил Владимир Путин в Италии.

В начале сентября президент США Джордж Буш дал поручение госсекретарю Колину Пауэллу срочно отправиться в Нью-Йорк для переговоров с членами Совбеза ООН о создании международного миротворческого контингента в Ираке. Проект новой резолюции Совбеза должен быть согласован к ожидаемому в конце сентября выступлению Буша на Генеральной ассамблее ООН, где соберутся и главы других стран. После чего Колин Пауэлл сообщил, что миротворческий контингент, основу которого также составят американские солдаты, будет находиться под общим командованием американцев в Ираке. Посол США в ООН Джон Негропонте уже начал распространять проект резолюции среди членов Совбеза и лично прозондировал мнение министров иностранных дел Великобритании, России, Германии и Франции. "Первая реакция пока положительной", - сказал Колин Пауэлл.

Кто заплатит?

После войны в Персидском заливе 1991 года Саудовская Аравия, другие страны Залива и Япония компенсировали 80% расходов американцев по ее ведению. Что же касается восстановления Ирака или Кувейта, то здесь американский налогоплательщик вообще ничего не платил. Согласно данным Пентагона, нынешняя война обошлась американскому народу в 45 млрд долларов - включая стоимость подготовки, помощи союзникам и само вторжение, и эти деньги Вашингтону никто компенсировать не собирается.

Кроме того, уже сейчас Ирак обходится американскому налогоплательщику примерно в 1 млрд долларов в неделю. Для восстановления экономики страны, по оценке Пола Бремера, в ближайшие десять лет понадобится 100 млрд долларов, эксперты ООН называют цифру вдвое большую. У Ирака имеется 350 млрд долларов иностранного долга, который необходимо обслуживать, и куча других мелких, но срочных расходов - 3 млрд долларов на возвращение и обустройство беженцев, 5 млрд на гуманитарную помощь, 8 млрд на зарплату и пособие иракским госслужащим, 7 млрд на ремонт коммунального хозяйства и т. п. Оплачивать их администрация Джорджа Буша никогда не собиралась - предполагалось, что в качестве первоначального взноса будут использованы деньги с замороженных счетов Саддама Хусейна и ооновской программы "Нефть в обмен на продовольствие". А затем инвестиции международных нефтяных концернов позволят быстро довести объем продаж иракской нефти до 15-20 млрд долларов в год.

Увы, захваченные в Ираке 795 млн долларов и замороженные в США счета Саддама Хусейна в размере 1,7 млрд уже иссякли, программа "Нефть в обмен на продовольствие" вот-вот завершится, а без иностранных инвестиций ожидаемый доход от продаж иракской нефти составит не более 2,5 млрд долларов в год. А из-за оккупационного статуса англо-американской администрации в Ираке возникли многочисленные юридические проблемы как с иностранными инвесторами, так и с многочисленными негосударственными организациями, работающими под зонтом ООН. После взрыва представительства ООН в Багдаде многие из них отзывают свой персонал и сворачивают работу. Не испытывают энтузиазма и частные иностранные инвесторы.

Американский конгресс все настойчивее требует от администрации привлечь для финансирования восстановления Ирака ООН и "старую" Европу или сократить военные расходы. В опубликованном на прошлой неделе докладе бюджетного управления конгресса говорится, что одни военные операции в Ираке (проще говоря, зачистки) будут стоить американскому налогоплательщику от 8 до 29 млрд долларов в год. При этом первая цифра предполагает радикальное сокращение американской группировки в Ираке - до 38-64 тыс. военнослужащих. "Каждый месяц в Ираке без помощи наших друзей и союзников обходится нам в миллиарды долларов, и, самое печальное, все больше семей надевают траур", - заявил, выступая в конгрессе, сенатор-демократ Роберт Берд. Так что Джордж Буш, пусть скрепя сердце, но все же вынужден сейчас просить помощи у Европы.

"Мы готовы помогать при условии, что получим адекватную международную правовую базу", - заявил, выступая в Европарламенте, Крис Паттен, комиссар Евросоюза по иностранным делам. В прошлую среду в Брюсселе состоялось совещание иракских доноров. Оно высказалось за продолжение программ восстановления Ирака, несмотря на обострение проблем безопасности в стране. Решено продолжить работу по созданию международного фонда под управлением Всемирного банка и ООН, который будет независим от Временной оккупационной администрации Ирака, но станет тесно сотрудничать с ней. Принятие окончательного решения о создании фонда ожидается 24-25 октября на конференции в Мадриде, где должны собраться более 50 стран и международных организаций, готовых внести свои взносы. Однако финансовые эксперты говорят, что эти деньги попадут в иракский бюджет не ранее 2005-2006 годов, а это значит, что к этому времени истечет не только минимальный, но и максимальный срок, отведенный экспертами CSIS Вашингтону для завоевания "сердец и душ" иракского народа.

В ожидании "вулфовицгейта"

В Лондоне 4 сентября завершилась первая фаза расследования лорда Хаттона по делу покончившего с собой военного эксперта доктора Дэвида Келли. 29 мая Би-би-си передала, что вошедшие в правительственный доклад данные о том, что Ирак в течение 45 минут способен привести в действие оружие массового поражения, были неверны, и правительство об этом знало. Тем не менее этот доклад стал главным аргументом в пользу участия Британии в войне против Ирака.

Статистика показывает, что обеспечение безопасности в оккупированных странах имеет коварную тенденцию превращаться в проблему как раз после тех войн, которые заканчивались с наименьшими потерями. Чем быстрее и бескровнее военная победа, тем сложнее может стать постконфликтное восстановление. Именно это и случилось с Пентагоном в Ираке

Английские спецслужбы быстро обнаружили источник Би-би-си, это был военный эксперт доктор Келли. После слушаний в парламентской комиссии он внезапно покончил с собой. Разразился большой политический скандал, и началось судебное расследование причин самоубийства. Свидетельствуя перед судьей лордом Хаттоном в качестве свидетеля - впервые за всю историю английского королевства! - бывший глава английской разведки Джон Скарлетт, вставивший эту цифру в отчет, засвидетельствовал, что, когда она поступила к ним от некоего высшего иракского военного офицера, ее сочли вполне адекватной. Но других подтверждений у МИ-6 не было. А премьер-министр Тони Блэр заявил, что поиск источника утечки информации санкционировал он лично. После чего его помощник Алистер Кэмпбелл, позволивший еще до самоубийства доктора Келли нелестное высказывание в его адрес, подал в отставку, а 47% англичан, опрошенных газетой Daily Telegraph, заявили, что их мнение о Тони Блэре ухудшилось.

"Для меня честь выступать на этих слушаниях, в которых свои показания дает Скотт Риттер. Скотт Риттер является государственным служащим необыкновенной честности и морального мужества, один из тех людей, которые не боятся говорить правду. И сейчас он говорит правду о провалах в режиме инспекций ООН в Ираке, хотя даже эта правда не устраивает высших должностных лиц администрации Клинтона. И они теперь говорят, что мистер Риттер 'не имеет ключа' к американской политике в Ираке и своей критикой лишь играет на руку Саддаму Хусейну", - так выступал в 1998 году перед парламентским комитетом по национальной безопасности палаты представителей конгресса Пол Вулфовиц.

Скотт Риттер был военным инспектором ООН в Ираке. Но если с администрацией Клинтона он расходился по вопросу эффективности самого режима инспекций, то с администрацией Джорджа Буша-младшего его расхождения оказались куда более фундаментальными. "Правда в том, что Ирак не является угрозой для своих соседей, что он не способен производить оружие массового поражения, и ему следует это доказать, впустив к себе военных инспекторов ООН", - с такой речью выступил Скотт Риттер перед иракским парламентом в 2002 году. Иракский парламент он убедил, а вот американский конгресс к нему так и не прислушался. Не слушал его и Пол Вулфовиц. "Необыкновенно честный и морально мужественный" Скотт Риттер со своей правдой стал ему совершенно не нужен. Однако Скотт Риттер, к счастью, жив, и "вулфовицгейт" еще впереди.