Дорожные комбинации

10 мая 2004, 00:00

На прошлой неделе кабинет министров обсудил проект национальной программы развития автодорог. У российских магистралей должны появиться частные управленцы, а за проезд будет взиматься плата. Вопрос о качестве дорожного покрытия поднимался вскользь

Выступая на заседании правительства, министр транспорта и связи Игорь Левитин констатировал, что к росту ВВП и увеличению грузооборота российские автострады не готовы - они едва справляются с нынешними транспортными потоками. Основательно изношено не менее трети дорог, около 8 тыс. километров магистралей перегружено, а вблизи крупных городов постоянно возникают многочасовые заторы. Темпы дорожного строительства оставляют желать лучшего. Так, в прошлом году протяженность и пропускная способность дорог общего пользования увеличилась менее чем на 1% (было введено в эксплуатацию всего около 3 тыс. километров новых трасс), тогда как автомобильный парк вырос на 7-10%. На развитие дорожной сети денег в казне нет. Выделяемых бюджетных средств (около 80 млрд рублей ежегодно) дорожникам едва хватает на ремонт и расширение проезжей части.

Менять ситуацию предложено за счет частных инвесторов. Министр высказался за создание механизмов для привлечения в дорожную отрасль частных инвестиций на основе договоров концессии и предложил передавать частным инвесторам в управление на длительный срок не только дороги, но и часть прилегающих к ним земель. По его мнению, это позволит снизить сроки окупаемости проектов, а также развить придорожную инфраструктуру. Первые платные магистрали могут соединить Москву с Белоруссией, Финляндией (с обходной бесплатной дорогой через Клин) и Архангельском (с обходной дорогой на Ярославль). Но произойдет это не скоро. Пока национальная программа отправлена на доработку до осени. Тогда правительство планирует рассмотреть законопроекты о концессиях и платных автострадах.