Ресурсы и условия

Юлия Гончарова
31 мая 2004, 00:00

Установить льготы легче, чем изменить психологию руководителей

"В регионе есть все необходимое для развития, -- говорит первый заместитель губернатора Владимирской области Владимир Веретенников, -- и мы стараемся в полной мере это использовать". Среди плюсов Владимирской области в администрации перечисляют многие факторы, но на первом месте, конечно, близость региона к Москве -- во Владимир можно добраться на машине за пару часов. А также разветвленная сеть автомобильных и железных дорог. Другой немаловажный плюс -- большой научный и технический потенциал области. Во времена советской власти в регионе работали крупнейшие предприятия, которые производили военную технику, станки, двигатели, трактора и многое другое. И хотя этим предприятиям нелегко пришлось при переходе к рынку, многие сумели не только сохранить производство, но и занять достойное место на отечественном и мировом рынках.

"Пока в должной мере не используется наш природно-ресурсный потенциал, -- добавляет руководитель департамента внешнеэкономических связей Вера Шамота. -- Больше половины территории области -- леса. А у нас по пальцам можно пересчитать крупные деревообрабатывающие предприятия. Гораздо лучше обстоят дела с использованием песков и глин. Уже несколько лет в область идут инвесторы. К примеру, они строят заводы по производству стекла и стеклотары, легких металлических профилей, керамических изделий". Среди других объективных плюсов в администрации называют красивейшие места и исторические памятники, которыми можно было бы заинтересовать туристов.

Определив необходимые точки для развития, в областной администрации разработали программу социально-экономического развития региона до 2006 года и целый ряд подпрограмм для каждой отрасли.

Как привлечь деньги

В период перехода к рынку каждое из госпредприятий имело под опекой большое количество социальных объектов -- и это стало для них одной из главных проблем. Согласно разработанной в 1995 году антикризисной программе, предприятия стали передавать в муниципальную собственность детские сады, санатории и многое другое. Как говорит Владимир Веретенников, "это сразу же дало результаты, на следующий год показатели в промышленности выросли на 20 процентов".

Другой проблемой была нехватка собственных оборотных средств. И администрация, и руководители заводов области понимали, что на одних только кредитах промышленности не подняться, а своих денег явно не хватало. "Тогда мы начали думать: что же мы можем предложить инвесторам? -- говорит Вера Шамота. -- У нас нет нефти, газа и алмазов. Значит, мы должны создать им условия, сопоставимые с наличием этих ресурсов. И мы их создали. Оказалось, что это очень мощно работает".

Закон о государственной поддержке инвестиционной деятельности, по которому инвесторам даются различные льготы, был принят относительно недавно, в 2002 году (раньше в регионе с инвесторами работали по постановлениям губернатора). В законе четко прописано все, что администрация предлагает тем, кто хочет работать на Владимирской земле. Во-первых, это льготы по налогу на имущество и на прибыль на срок окупаемости инвестиционного проекта. Во-вторых, это возможность выкупа земли, на которой находится предприятие. Причем бизнесмен может заплатить сразу только первый взнос -- одну пятую стоимости, а остальную сумму выплачивать в рассрочку пять лет.

Одним из первых инвесторов, которому была оказана помощь, стала немецкая компания "Штольверк", построившая в городе Покрове фабрику по производству кондитерских изделий. В строительство и работу фабрики было вложено около 200 млн долларов. Сегодня она выпускает третью часть всего плиточного шоколада России (летом 2001 года фабрику приобрела американская корпорация "КрафтФудс").

Поддержку администрации получили компании, которые ведут крупные проекты в стекольной промышленности. Американские инвестиции в развитие производства в ООО "Русская американская стекольная компания" составили 30 млн рублей. Сейчас эта компания -- крупнейший производитель стеклобутылки для ликеро-водочной и пивной промышленности России. Закончилось строительство третьей очереди самого крупного в Европе стеклотарного завода ООО "Русджам" турецкой компании "Анадолу Джам".

И даже текстильная промышленность Владимирской области, которую считали безнадежной, выходит из депрессии. К примеру, на ОАО "Авангард" начали производить махровое полотно. А на Городищенской отделочной фабрике, которая производила марлю и бинты, планируют начать выпуск медицинских повязок с пропиткой лекарственными препаратами. И все же инвесторы вкладывают и развивают те предприятия, которые были сильны в области традиционно. Осваивать же сложные сектора экономики, такие как лесопереработка, они не спешат.

Заманить в леса

Между тем именно лесную отрасль в администрации считают наиболее перспективной. "Как ни парадоксально, положительную динамику мы получаем только за счет глубокой переработки древесины, -- говорит Владимир Веретенников. -- Причем средние и малые переработчики из-за высокого износа оборудования (почти на 70 процентов), увеличения тарифов на железнодорожные перевозки и энергоресурсы оказались в сложном финансовом положении -- 60 процентов этих предприятий убыточны. А пятая часть всех предприятий комплекса находится в предбанкротном состоянии". Удельный вес продукции ЛПК в общем промышленном объеме области составил в 2003 году 1,7%. За последние пять лет ее доля уменьшилась на 2,5%. Локомотивами отрасли в регионе выступают всего четыре предприятия: ЗАО "Муром" (производит клееную фанеру, шлифованные и древесно-стружечные плиты), ООО "Демидовский фанерный комбинат" (высококачественная большеформатная березовая фанера), ЗАО "Стройдеталь" (оконные и дверные блоки), ОАО "Интервладлес" (деревянные клееные конструкции и столярные изделия), ОАО "Ковровский лесокомбинат" (заготовка древесины, выпуск пиломатериалов). На этих предприятиях вводятся новые мощности и модернизируется производство. К примеру, только Демидовский фанерный комбинат сегодня выпускает 32 тыс. кубометров березовой фанеры ежегодно, а через пару лет будет выпускать вдвое больше -- сейчас на комбинате достраиваются новые цехи.

Казалось бы, прекрасная возможность освоить расчетную лесосеку по лиственным породам. Однако этим заниматься невыгодно. Выход фанерного сырья составляет всего 20-30%, остальное уходит в балансовую древесину, которую нужно перерабатывать в щепу, дрова, техсырье для производства целлюлозы. По хвое же выход составляет 80% -- и под топор идут прежде всего сосновые леса. Поэтому в прошлом году в общем объеме поставок сырья на перерабатывающие предприятия области продукция владимирских лесозаготовительных компаний снизилась с 65 до 38%, в этом году -- уже до 17%. Ввоз необработанных материалов в регион в прошлом году увеличился в два раза.

В администрации считают, что лесопереработка может расти на треть в год. Потенциал отрасли должны повысить долгосрочная аренда и открытость информации о работе предприятий. Для лоббирования интересов лесопромышленников в 2000 году в области была создана ассоциация "Владимирлеспром". Сегодня в ее составе 11 предприятий, которые занимаются заготовкой леса и его первичной переработкой. В прошлом году в аренде ассоциации находилось около 30% ежегодной расчетной лесосеки области. Ассоциация -- член ТПП Владимирской области, два года входит в состав Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России. Сейчас в регионе идет дискуссия об учреждении лесной биржи, которая откроет легальный коммерческий доступ к лесным ресурсам области, уже готова нормативная база для передачи лесов в долгосрочную аренду.

Нужно чем-то гордиться

"Практически все задачи решаемы, -- говорит Владимир Веретенников. -- Мы создали комфортные условия для работы бизнеса, стараемся навести порядок в тех отраслях, куда инвесторы идут неохотно. Но есть проблема, которую власть без бизнеса решать не в силах: мы не можем изменить 'советское' сознание руководителей многих предприятий ВПК и машиностроения. От этого избавиться сложно -- должно пройти время". К примеру, Гусевской завод хрусталя продолжает в массовом порядке выпускать старомодные декоративные салатники и вазы, тогда как спрос растет на более рациональные вещи -- пивные кружки, бокалы для коктейлей, пепельницы, рюмки и так далее. Московские рестораторы специально приезжают в Гусь-Хрустальный, чтобы купить здесь посуду -- красивую и дешевую. Казалось бы, ничто не мешает заводу поставлять такую продукцию в свои магазины, тем более что он имеет представительства и филиалы во многих регионах России. Однако не делает этого. Основный же доход получают здесь от уникальных изделий, изготовленных по специальным заказам корпораций, администраций для фестивалей и конкурсов. Иными словами, маркетинг отстает от производственных возможностей.

"Администрация не может влиять на руководителей предприятий, -- говорит Владимир Веретенников. -- Мы не можем сказать: делай так, а не иначе, но мы можем направить их, подсказать. Или используем такие нехитрые способы: приглашаем их на презентации Владимирской области и ее предприятий за рубежом, в различные деловые поездки. Посмотрев, как работают иностранцы, они начинают понимать, что нужно и у себя что-то менять. Пусть не все получается, но они стараются. Понимаете, нам всем нужно чем-то гордиться".